Недавно ученые МГУ пришли к выводу, что в Подмосковье обитают чайки — переносчики дрожжевых грибов, которые устойчивы к антибиотикам. Важно, что эти птицы питались отходами на одном из мусорных полигонов Московской области.
К такому выводу авторы исследования пришли, изучив помет сизых чаек, которые ежегодного прилетают в Московский регионы из южных стран и гнездятся здесь с весны до осенних холодов. Внимание ученых привлекла колония птиц, выбравшая для жизни обширный мусорный полигон. Там они питались насекомыми, растениями и остатками пищевых отходов.
По словам Анны Глушаковой, старшего научного сотрудника лаборатории почвенной микробиологии факультета почвоведения МГУ, участвовавшей в данном исследовании, в помете птиц, обитающих на мусорном полигоне, оказалось намного больше патогенных дрожжей, чем у таких же чаек, гнездящихся в природной локации.
Доля патогенов в помете чаек с полигона становилась тем больше, чем дольше они питались отходами. Например, в апреле, когда птицы только прилетели с юга и обосновались на свалке, доля патогенных дрожжей в их помете составляла 5.6%, а в октябре, перед самым отлетом на зимовку, их было уже 26.9%.
«Ничего похожего в помете чаек из природной локации мы не наблюдали», — отметила эксперт.
Особенно настораживает ученых то, что обнаруженные в помете чаек с мусорного полигона патогенные дрожжи Candida и Rhodotorula оказались устойчивы к широко применяемому во всем мире противогрибковому средству флюконазолу. Миграция позволяет птицам переносить антибиотикорезистентные микробы на обширные расстояния, это повышает риски загрязнения питьевой воды и почвы. Поэтому ученые уверены, что проблема требует организации масштабного мониторинга. Это поможет решению проблемы антибиотикорезистентности патогенных микроорганизмов, считают авторы исследования.
«Врачи давно предупреждают, что бесконтрольное применение антимикробных препаратов может привести к быстрому распространению устойчивых к лекарствам инфекций как среди людей, так и среди животных. И полученные в МГУ результаты исследований – лишнее тому доказательство», — говорит врач Виктор Пластов.
Чаще всего такие «супербактерии», говорит он, обитают в больницах, где применяется различные типы антибиотиков, кроме того используется большой спектр дезинфицирующих средств. Но это не значит, что устойчивые к антибиотикам патогены не могут развиваться вне больничных стен.
«В животноводстве довольно часто применяют антибиотики, причем даже не всегда для лечения скота, часто просто для профилактики инфекций, особенно если животные содержатся в скученных, антисанитарных условиях. В результате резистентность к антибиотикам может проявиться не только у самих животных, которым бесконтрольно дают эти лекарства, но и у людей, которые потребляют в пищу их мясо и молоко. Кроме этого, следы антибиотиков передаются далее по цепочке: с нашего стола пищевые отходы, содержащие антибиотики, попадают на свалку, а там их подбирают бродячие животные и птицы. Думаю, если бы сотрудники МГУ выбрали в качестве объекта своего исследования не чаек, а московских голубей или крыс, то результаты получились еще более удручающими», — считает эксперт.
Источник: mk.ru