Слухи о том, что Роскосмос должен сократить свой центральный аппарат вдвое, ходили еще с лета прошлого года. Причиной тому была острая нехватка средств для оплаты труда рядовому составу: конструкторам, инженерам, рабочим, – всем тем, кто непосредственно создает космические ракеты, корабли и спутники. Об этом, кстати, работники космической отрасли сообщали и президенту Владимиру Путину на встреча в октябре 2023-го.
К примеру, по словам гендиректора завода ракетно-космического центра «Прогресс» Дмитрия Баранова, слова которого приводило самарское издание «Самара онлайн», средняя зарплата на предприятии – всего 56 тысяч рублей. Естественно, на «космических» предприятиях не хватает фрезеровщиков, сборщиков, токарей, которые ищут большие заработки в частных компаниях.
Между тем численность руководящего блока отрасли до последнего времени росла. Если обратиться к официальным документам 2014-2015 годов о создании госкорпорации, в центральном аппарате должно было работать 450 человек. На период лета прошлого года их было около 600, и глава Роскосмоса Юрий Борисов, по данным наших источников в отрасли, объявил курс на сокращение чересчур раздутого штата вдвое. К слову, в структуре до сих пор много дочерних, дублирующих руководящих организаций, урезание штатов которых точно не сказалось бы на качестве работы отрасли. Наоборот – переброшенные от них баснословные оклады простых рабочих привлекли бы на заводы ГК много по-настоящему ценных сотрудников.
Впрочем, разговоры о сокращении «армии начальников» идут давно. Работающие на предприятиях специалисты замечали, что подобные намерения раньше, как правило, заканчивались формальным переводом ряда сотрудников из аппарата Роскосмоса в дочерние организации без потери зарплаты.
– Очень хочется надеяться, что в этот раз, решив сократить исполнительных директоров, руководство корпорации на самом деле решило сократить свой штат, – прокомментировал нам решение набсовета один из руководителей среднего звена. – Ведь должности «исполнительный директор» изначально не фигурировало при создании ГК – были только департаменты. Кому и под кого понадобилось раздувать штат, непонятно, ведь те же исполнительные директора являлись руководителями соответствующих департаментов. Будут они теперь называться просто главами департаментов с той же зарплатой, или оклады будут урезаны, – пока непонятно.
Если исходить из реальной ситуации, когда Роскосмос потерял большую часть заказов на пусковые услуги от западных стран, сокращение руководящего состава необходимо. Особенно той армии экономистов, которые мало что смыслят в космической тематике. Конечно такого нельзя сказать обо всех исполнительных директорах. Например, по данным источника в отрасли, исполнительного директора по перспективным программам и науке Александра Блошенко ждет место заместителя главы госкорпорации. А вот судьба его коллеги – единственного, кстати, космонавта в руководстве – Сергея Крикалева, который занимал должность исполнительного директора по пилотируемым программам, пока неизвестна.
Напомним, что Крикалев является полномочным представителем Президента РФ по международному сотрудничеству в космосе.
Источник: mk.ru