тестовый баннер под заглавное изображение
Сначала немного истории. Институт геологии и геохронологии докембрия РАН (ИГГД РАН) является правопреемником Лаборатории геологии докембрия, основанной в 1950 году, – это одно из старейших научных учреждений, изучающее древнейшие геологические процессы, которые сформировали земную кору.
Справка «МК». Докембрий — это геологический период в истории Земли от 540 млн до 4,5 млрд лет назад. Он связан с появлением первых живых организмов.
Уникальность учреждения заключается в том, что оно объединило выдающихся специалистов в области геологии и радиохимии, что позволило им первыми в мире определять возраст самых древних пород Земли, связанных с ее «детством». Из 16 методов изотопного датирования существующих в арсенале современной науки, четыре были разработаны в ИГГД РАН. Это заложило основы для уточнения Шкалы геологического времени на собственной изотопно-геохронологической базе, независимо от зарубежных лабораторий.
Институт всегда находился в Санкт-Петербурге на Набережной Макарова,2 на условиях безвозмездной аренды. Сначала здание было в управлении Российской академии наук, в 2013-м году перешло в ФАНО (Федеральное агентство по научным организациям), а после, в 2018 году – в Минобрнауки РФ. На то время вместе с ИГГД крышу делили еще три научных организации: Институт химии силикатов РАН (ИХС РАН), Институт высокомолекулярных соединений (ИВС РАН) и Музей почвоведения (филиал столичного Почвенного института им. Докучаева).
– С разрешения Минобрнауки здание было передано в оперативное управление ИХС РАН. Поэтому все учреждения, будучи в одном ведомстве, имели типовые (упрощенные) договора о безвозмездном пользовании (с оплатой только коммунальных и эксплуатационных расходов), – говорит директор ИГГД РАН Антон Кузнецов. – Однако в 2023-м году, после того как Институт химии силикатов отошел к Курчатовскому институту (к нему же отошел и ИВС), вместе с ним перешло и право управления помещениями, а также определение условий их использования. Сам ИХС стал филиалом НИЦ «Курчатовский институт»-ПИЯФ, размещенного в Гатчине.
– В здании осталось еще две организации, подведомственные Минобрнауки – ваш институт – ИГГД РАН и Музей почвоведения, так?
– Да, это так. Но такое ощущение, что про нас и не вспомнили, когда передавали здание. И вот в октябре прошлого года исполняющий обязанности директора НИЦ-КИ-ПИЯФ-ИХС напомнил нам об окончании 31.12.2024 года договора безвозмездного пользования, и сообщил, что новый договор будет на возмездных условиях арендной платы, величина которой будет исходить из цены аренды помещений на Васильевском острове. Мною было отправлено обращение к директору КИ-ПИЯФ Сергею Горчакову с просьбой о продлении договора на прежних условиях, конечно же с возмещением коммунальных и эксплуатационных расходов. В конце ноября мы получили краткое требование. «В случае отказа ИГГД РАН заключить договор аренды, НИЦ «Курчатовский институт»-ПИЯФ требует освободить помещения в срок не позднее 9 января 2025 года», – говорится в письме (имеется в распоряжении редакции – Авт.).
– Вы поставили об этом в известность Минобрнауки – вашего учредителя?
– Конечно, сразу же! Уже 14 октября был уведомлен Департамент имущества, 25 октября профильный департамент, юридический департамент и два заместителя министра. Потом выяснилось, что все они сразу перенаправлялись в департамент имущества, и на них никто не отвечал. Только в декабре мне удалось обратиться к министру Валерию Фалькову, но тот сказал, что не знал о ситуации. Однако обещал взять на заметку и дать поручения соответствующим подчиненным.
– Теоретически, решить вопрос о продлении бессрочного договора можно было?
– Думаю, министерство могло договориться о пролонгации договоров с нами, чтобы мы могли работать спокойно. Это было очевидно.
По нашему мнению, нас поставили перед фактом об уплате арендной платы без необходимой предварительной процедуры. Договор у нас был оформлен с Минобрнауки со сроком до 31 декабря 2024 года. Если здание перешло к другому лицу, и оно хочет менять форму договора, надо было официально прежде всего поставить в известность министерство, а уже оно – нас, и своевременно. Более того, в одном из писем (имеется в распоряжении редакции — Авт.) ПИЯФ сообщается, что Курчатовский институт и Минобрнауки относятся к разным ведомствам. Но ведь учредителем и собственником имущества является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя НИЦ «Курчатовский институт» и Минобрнауки от имени Российской Федерации осуществляет Правительство РФ. Оба учреждения в данной ситуации являются федеральными бюджетными организациями. Мы считаем, что основания для безвозмездного пользования у ИГГД имеются.
На мою законную просьбу к С.Е.Горчакову – разъяснить правомерность требования взимания платы за использование имущества в отсутствии принципиального соглашения относительно условий пользования имуществом, без отчета об оценке и отсутствия проекта договора, был получено второе письмо, в котором сообщалось, что в случае невозврата помещений, ПИЯФ будет вынуждено обратиться в суд с иском. На мой же взгляд, данная ситуация ярко иллюстрирует намерение ПИЯФ: обложить арендой учреждение и получить себе доход.
– На дворе уже 17 января. Институт выставили на улицу, как обещали в письме?
– Пока мы работаем, как и прежде, технические службы КИ-ПИЯФ не препятствуют нашей работе. На наш запрос к главному директору НИЦ КИ М.А.Камболову о договоре безвозмездного пользования нам пришел ответ, из которого следует, что полномочия по договору делегированы в подведомственное подразделение – НИЦ «КИ»-ПИЯФ. Курчатовский институт, написано в письме, «не вправе принимать решения в отсутствие волеизъявления последних».
В свою очередь и Минобрнауки России направило еще 20 декабря обращение в Курчатовский институт с просьбой рассмотреть возможность безвозмездного предоставления помещений ИГДД РАН.
Вот как прокомментировали ситуацию в ведомстве: «27 ноября 2024 года руководство Института геологии и геохронологии докембрия Российской академии наук проинформировало Минобрнауки России о том, что Институт химии силикатов им. И.В. Гребенщикова (филиал Петербургского института ядерной физики им. Б.П. Константинова Национального исследовательского центра «Курчатовский институт») уведомил его об отсутствии оснований для предоставления помещений в безвозмездное пользование по окончании договорных отношений.
После поступления в Минобрнауки России позиции Курчатовского института при необходимости Министерство незамедлительно примет решения по оказанию содействия в разрешении сложившейся ситуации».
По словам Кузнецова, ответа на это письмо пока нет, а потому ситуация остается неясной:
– Хочу напомнить всем ответственным государственным мужам: подобные действия грозят не просто потерей института, увольнением сплоченного коллектива ученых, – они грозят потерей ценной научной школы, квалифицированных кадров и демонтажом уникального оборудования. Также все это ставит под угрозу реализацию научных проектов и подготовку дипломов студентов, диссертаций магистров и аспирантов таких крупнейших университетов как СПбГУ и Санкт-Петербургский горный университет на уникальной приборной базе института.
Источник: mk.ru