тестовый баннер под заглавное изображение
Эти усилия только что получили новый импульс, рассказывает CNN. Биотехнологическая компания Colossal Biosciences, которая планирует возродить шерстистых мамонтов, дронтов и тасманских тигров, объявила в среду, что привлекла дополнительные инвестиции в размере 200 миллионов долларов, в результате чего общий объем финансирования составил 435 миллионов долларов. Эта солидная сумма выросла с первоначальных 15 миллионов долларов в 2021 году, когда предприниматель Бен Ламм и генетик из Гарвардского университета Джордж Черч основали компанию в Далласе.
В течение десятилетия или даже меньше мир может увидеть приблизительные копии существ, известных только по черно-белым фотографиям, музейным экспонатам таксидермии и окаменелым скелетам, с конечной целью восстановления фауны в ее естественной среде обитания.
Защитники говорят, что воскрешение вымерших животных привлекает новых инвесторов с солидными капиталами в области охраны природы. Научная область расширяет границы биотехнологии таким образом, что это позволит спасти другие виды, находящиеся на грани исчезновения, и предлагает многообещающий способ лучшей защиты и сохранения современных экосистем, что в конечном итоге сделает их более устойчивыми к климатическому кризису.
Скептики, однако, утверждают, что все эти усилия — исключительно рутинизированный проект миллионеров, чьи деньги можно было бы потратить более эффективно в другом месте, подчеркивает CNN. Недоброжелатели также утверждают, что ученые смогут создавать только неудовлетворительные имитации вымерших животных. Некоторые эксперты предупреждают, что выращивание таких существ может поставить под угрозу живых животных, используемых в качестве суррогатов, и экосистемы, в которые в конечном итоге могут быть выпущены воскрешенные особи.
“Кто не хочет увидеть дронта? Боже милостивый, я хочу. Мамонта. Я имею в виду, вау, потрясающе”, — говорит Мелани Челленджер, заместитель сопредседателя Наффилдского совета по биоэтике в Соединенном Королевстве.
Челленджер, автор книги “Как быть животным: новая история о том, что значит быть человеком”, утверждает, что термин "Вымирание" в корне вводит в заблуждение. “Это не борьба с вымиранием, это генная инженерия нового организма, который теоретически будет выполнять функции существующего живого организма. Вы ничего не вернете из мертвых, — сказала она. — И на протяжении всего процесса существуют различные, довольно жесткие этические соображения”.
Ученые разрабатывают и совершенствуют три метода в своих попытках возродить исчезнувшие и редкие виды: клонирование, генную инженерию и традиционную обратную селекцию, которая направлена на воссоздание утраченных признаков у вымерших видов.
С помощью этого набора инструментов для воскрешения можно создать животное, практически идентичное генетически. Овечка Долли стала первым клонированным млекопитающим почти 30 лет назад, а недавно ученые успешно клонировали черноногого хорька, находящегося под угрозой исчезновения. Но этот процесс был довольно сложным, и вряд ли он будет полезен в попытках возродить животных, которые исчезли давным-давно.
Голландская компания Grazelands Rewilding разводит современный аналог зубра — древнего быка, изображенного на доисторических наскальных рисунках. Гигантское животное исчезло из дикой природы в 17 веке. Стремясь восстановить дикие ландшафты Европы, группа использует старомодные методы селекции в сочетании с некоторыми генетическими знаниями, чтобы выявить черты зубра у ныне живущих потомков — одомашненного крупного рогатого скота.
По словам Рональда Годери, управляющего директора проекта, теперь уже в седьмом поколении крупный рогатый скот таурос, как его назвали, более чем на 99% генетически схож с вымершими зубрами. С течением времени у животных наблюдаются физические изменения, такие как более темный окрас шерсти, и изменения в поведении, например, в том, как они реагируют на хищников, таких как волки.
Ученые компании Colossal стоят за самыми амбициозными проектами. Эта команда хочет возродить мамонта, нелетающего дронта и тасманского тигра, австралийского сумчатого животного, вымершего в 1936 году. Компания Colossal планирует воссоздать этих существ, отредактировав геном ближайшего из ныне живущих родственников вымершего животного, чтобы создать гибрид, который был бы визуально неотличим от своего вымершего предка. Что касается мамонта, то этим животным является азиатский слон.
Среди известных инвесторов, участвующих в проекте, — режиссер “Властелина колец” Питер Джексон, светская львица Пэрис Хилтон, бывший профессиональный футболист Том Брэди и профессиональный игрок в гольф Тайгер Вудс, а также инвестиционные фирмы, такие как Breyer Capital. Последнее денежное вливание поступило от TWG Global, инвестиционной компании Марка Уолтера, контролирующего владельца бейсбольной команды "Лос-Анджелес Доджерс" и совладельца футбольного клуба "Челси" в Великобритании.
По словам Ламма, с притоком капитала команда Colossal может добавить еще одно вымершее животное к списку дел, поскольку она продвигается в своих трех флагманских проектах.
Среди последних достижений — создание первых индуцированных плюрипотентных стволовых клеток, или ИПСК, для азиатских слонов. Этот особый тип клеток может быть сконструирован в лаборатории таким образом, что из них вырастут клетки любого вида слона. Это важный инструмент для моделирования, тестирования и уточнения множества генетических изменений, которые необходимы исследователям, чтобы придать азиатскому слону черты мамонта, необходимые для выживания в холодном климате.
Бен Ламм сказал, что в отношении тасманийского тигра или тилацина темпы прогресса оказались быстрее, чем ожидалось. Ученым Colossal удалось внести 300 генетических изменений в клеточную линию толстохвостого моллюска — сумчатого, которого Colossal выбрала в качестве своего базового вида и будущего суррогата. Компания секвенировала то, что Ламм назвал самым качественным древним геномом любого животного на сегодняшний день.
По словам Ламма, с дронтами сложнее всего. Компания Colossal вывела стаю голубей никобарской породы, ближайшего из ныне живущих родственников дронта, которые будут выступать в качестве доноров первичных половых клеток, которые будут генетически модифицированы для придания им характеристик дронтов.
Однако многие разработки не были опубликованы в научных журналах, а это означает, что они не могут быть тщательно изучены другими учеными, как это обычно бывает в процессе рецензирования, и не станут общедоступными для научного сообщества.
Ламм сказал, что миссия Colossal как бизнеса заключается не в публикации научных статей, а в процессе, который занимает месяцы, если не годы. Однако он сказал, что статья о создании IPSCS elephant находится на экспертизе. Он добавил, что академические партнеры компании планируют со временем опубликовать свои работы в журналах, включая "Геном тилацина".
В Colossal работают уважаемые ученые с высокой квалификацией, и многие другие эксперты выступают в роли консультантов, в том числе некоторые из них изначально скептически относились к некоторым целям компании. Среди них молекулярный палеобиолог Бет Шапиро, главный научный сотрудник Colossal.
Шапиро ясно понимает, что борьба с вымиранием не является решением кризиса вымирания, но она считает, что биотехнологические инструменты, которые она и ее команда разрабатывают на этом пути, могут быть более широко применены для защиты и восстановления исчезающих видов и экосистем.
“Чтобы было ясно, получить что-то, что на 100% идентично мамонту в поведенческом, физиологическом и генетическом плане, невозможно, — сказала она CNN в октябре. — Как только вид исчезает, он исчезает навсегда, и мы должны инвестировать в то, чтобы не допустить его исчезновения”.
Компания Colossal все активнее использует свои средства для финансирования природоохранных мероприятий, в том числе для спасения самого вымирающего вида носорогов в мире — северного белого носорога. Компания также участвует в разработке вакцины от герпесоподобного заболевания, которое может убить слонов. А Colossal заключила партнерство с природоохранной организацией Re:wild, чтобы использовать биотехнологии в своих проектах.
Заявленная Colossal конечная цель проекта с мамонтами — создать мир, в котором гибриды слона и мамонта пробираются сквозь вечную мерзлоту Арктики, уплотняя снег и траву, которые изолируют почву, замедляя таяние вечной мерзлоты и высвобождение углерода, содержащегося в этой хрупкой экосистеме.
“Абсурдно” представлять, что стада адаптированных к холоду слонов оказывают значительное влияние на регион, в котором потепление происходит быстрее, чем где-либо еще в мире, в сроки, необходимые для того, чтобы изменить ситуацию с климатическим кризисом, сказал Кристофер Престон, профессор философии окружающей среды в Университете Монтаны.
Тем не менее, концепция восстановления утраченных видов в хрупких экосистемах заслуживает внимания, добавил Престон, который также является автором книги “Живучие звери: восстановление дикой природы, которое меняет наше представление о животных”. Он сказал, что был впечатлен проектом Grazelands Rewilding "Таурос", который он посетил в ходе своей работы. Пастбищные привычки сотен голов крупного рогатого скота породы таурос, стада которых в настоящее время также обитают в некоторых частях Испании, Чехии, Хорватии и Румынии, играют важную роль в воссоздании открытого ландшафта, где могут процветать другие виды.
Однако Клэр Палмер, профессор философии Техасского университета A&M, специализирующаяся на этике животных и окружающей среды, отметила, что экосистемы быстро меняются. Она напоминает, что возвращение животных может не сработать, если ландшафт уже не тот, что прежде. “У нас также нет хороших знаний о потребностях в благополучии представителей вымерших видов, и родители, например, не научат их потомство охотиться, добывать пищу или общаться с другими представителями вида”, — констатирует Палмер.
Источник: mk.ru