Для приветствия академиков в здании РАН на Ленинском проспекте, 32, прибыло много чиновников: вице-премьер Правительства РФ Дмитрий Чернышенко, министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков, председатель Комитета Госдумы РФ Сергей Кабышев, руководитель Федерального медико-биологического агентства Вероника Скворцова.
Президент РАН Геннадий Красников сначала отчитался о работе Академии. В частности, о том, что академики приняли самое активное участие в разработке документа об обновленной Стратегии научно-технического развития, сформировали семь направлений наукоемких технологий, которые были закреплены Указом президента страны от 18 июня 2024 года, а также о том, что убедили главу государства зафиксировать необходимость повышения финансирования науки к 2030 году до 2 процентов ВВП.
Потенциал РАН растет, это отметили все выступавшие. Геннадий Красников также рассказал о новом законопроекте, касающемся изменений в Законе о РАН. 21 ноября он был внесен в Госдуму РФ президентом страны. Там говорится о том, что теперь не Совет при президенте по науке и образованию, а только РАН будет принимать ключевые кадровые решения. Причем ее компетенция будет распространятся даже на те организации, которые ранее входили в ФАНО (Федеральное агентство по научным организациям), вне зависимости от их нынешней принадлежности.
После оргчасти начались научные доклады ведущих в своих областях академиков. Академик Георгий Рыкованов, отметив падение генерации энергии при помощи атома на Западе, порадовал большими перспективами в дружественных нам странах. До 2050 года там планируется нарастить атомную мощность до 320 гигаватт. Георгий Николаевич рассказал про строительство перспективного реактора БРЕСТ в Томске, где впервые в мире будет построен промышленный энергетический комплекс с реактором и заводами по изготовлению топлива и переработке отработанного ядерного топлива. Его обещали сдать к 2030 году.
Сообщил академик и о новом методе захоронения ядерных отходов. Сегодня такие отходы хранятся в специальных стеклянных матрицах, но где хранить сами матрицы? Ученые предложили технологию радиационно-миграционного захоронения.
– Она предельно проста, – говорит Рыкованов. – К тому же требует минимальных расходов. Решение подсказано природой: на одном из рудников в Канаде есть массивы, окруженные глиной. В результате при наличии потока подземных вод на поверхности радиационных проявлений не обнаруживается. Такой подход мы предлагаем сначала проверить в подземной исследовательской лаборатории. Такая должна быть построена к 2035 году в Красноярске в горном массиве. Стекло будет помещено в контейнер, контейнер будет окружен бентонитовой глиной. При необходимости будут предлагаться другие решения, препятствующие выходу нуклидов на поверхность.
Вице-президент РАН Михаил Пирадов, который докладывал о состоянии дел с резистентностью к антибиотикам, сначала всех расстроил – сказал, что по прогнозам ученых, смертность от бактерий, устойчивых к антибиотикам превысит рак. Неужели ученые сдались и не находят больше новых антибиотиков? Оказалось, что борьба фармакологов с новыми устойчивыми к ним бактериями, становится все более бесполезной: соотношение скоростей не в пользу создателей новых препаратов. Поэтому ученые стремятся найти новые формы лекарств, которые были бы не по зубам супербактериям. Это антивирулентные препараты, моноклональные тела, терапевтические вакцины, пробиотики и даже метабиотики. Это продукты, созданные на основе метаболических продуктов полезных бактерий, таких как представители микрофлоры нашего кишечника.
Михаил Пирадов с большим удовлетворением отметил, что совсем недавно в Центре эпидемиологии им. Гамалеи был разработан абсолютно инновационный антибактериальный препарат для лечения и профилактики инфекций, вызванных антибиотикорезистентными бактериями.
А вот академик Виктор Хлыстун, представляющий агросферу в науке, очень эмоционально высказал беспокойство по поводу очень низких показателей по производству в России семян свеклы и отечественных пород птицы. Также он выделил проблему деградации земель:
– Особо хочу отметить состояние наших земель, – сказал академик. – Если не остановить процесс их деградации, при снижении плодородия мы быстро получим разрушенные земли, которые станут бесплодными. Кроме того, что у нас уже выбыло почти 27 миллионов гектар, мы теряем землю в результате водной и ветровой эрозии. К примеру, в Белгородской области более половины земель подверглось эрозии. Страшно подумать, но на юго-востоке, в Астрахани, Калмыкии развивается опустынивание земель! Горожане и селяне спорят, кто важнее, на что обращать внимание… Да не выживет страна без сельского хозяйства, а значит, надо очень внимательно отнестись к его проблемам.
Источник: mk.ru