Когда тотемный столб таинственным образом появился на популярной прибрежной тропинке на юго-востоке Англии, местные жители начали строить предположения о том, кто несет ответственность за деревянный монолит, начиная от шутников от искусства и заканчивая инопланетянами.
Как пишет The Guardian, столб высотой в 2,4 метра, установленный на вершине скалы на Норт-Даунс-Уэй в графстве Кент, между Фолкстоуном и Дувром, вызвал особый интерес благодаря надписи с именем Перкунаса, балтийского бога грома.
Стремясь сохранить произведение искусства в природном заповеднике Кейпел-Ле-Ферн, Kent Wildlife Trust находится в процессе обращения в окружной совет Дувра за разрешением на ретроспективное планирование. Но его призыв найти художника, стоящего за этим, пока не увенчался успехом.
Доктор Фрэнсис Янг, историк и фольклорист Оксфордского университета, специализирующийся на истории религии и верований, сказал, что столб, который, как считается, вырезан из цельного дерева, по-видимому, указывает на литовскую связь с его происхождением.
“Перкунас, пожалуй, самый известный балтийский бог, – сказал эксперт. – Это его литовское имя. Он такой же, как славянский бог Перун. Он один из трех или четырех главных богов в балтийской мифологии, но не самый важный. Он эквивалентен скандинавскому богу Тору и так же владеет молотом”.
Доктор Янг, автор книги "Язычники в ранней современной Прибалтике: этнографические описания балтийского язычества XVI века", сказал, что мало известно о появлении первоначальных языческих тотемов, поскольку не сохранилось их иллюстраций.
Но эксперт пояснил, что таинственная скульптура, по-видимому, соответствует описаниям тотемов, сделанным христианскими миссионерами 15-16-го веков в Литве – последней стране в Европе, которая прекратила исповедовать язычество и проводить сравнительные исследования восточноевропейской мифологии.
“Иногда [тотем] вырезали из живого дерева или из того, которое только что умерло”, – добавил Фрэнсис Янг.
Ежи Сикора, средневековый археолог из Лодзинского университета, отметил в соцсети, что кентский тотем похож на Волина Световита, то есть деревянную резьбу девятого или десятого века, изображающую Световита, славянского бога изобилия и войны, найденную в Польше в 1974 году.
Доктор Янг согласился, что это могло послужить источником вдохновения для скульптуры Кента, учитывая отсутствие другого исходного материала. Но он сказал, что расположение нового тотема было необычным, поскольку скульптуры традиционно размещались в лесных рощах.
Иэн Рикардс, региональный менеджер Kent Wildlife Trust, сказал, что ему нравится предполагать, что тотем был установлен для защиты недавно реинтродуцированных красноклювых чаухов – птиц, которые отсутствовали в дикой природе в Кенте более 200 лет из-за потери среды обитания и исторических преследований.
“Мне хотелось бы думать, что кто-то призывал этого бога защитить птиц, гнездящихся на меловых утесах, в недавнюю сырую и ветреную погоду, – сказал Рикардс, который дважды посещал столб с момента его внезапного появления в конце июля. – Многие люди, проходившие мимо, останавливались, чтобы полюбоваться им. Весь пост был покрыт чем-то похожим на замысловатые волны с изображением головы тотема с металлическим колпачком сверху. Это произведение искусства, хорошо спроектированное. Его размер и вес означают, что потребовалось бы немало усилий, чтобы поднять его туда в темноте”.
Фрэнсис Янг рассказал, что Перкунас был позитивной фигурой, к которой обращались за защитой от штормовой погоды. “Даже в 19-м и 20-м веках фольклор сохранился, и люди обращаются к нему, выходя на улицу под дождь”, – говорит он.
Но 57-летний Патрик Книлл, работник службы поддержки из Фолкстона, посетивший тотемный столб во вторник, сказал, что он напоминает ему скорее реквизит дарк-метал-группы, чем подлинный литовский артефакт.
Источник: mk.ru