Пыль, образующаяся в результате износа дорог, шин и тормозов, известна как «выбросы, не связанные с выхлопными газами», в последнее время начали превышать традиционные от автомобильного транспорта во многих европейских странах. Основным источником такой пыли остаются тормозные колодки. Отмечается, что данный вид загрязнений не подлежит никакому регулированию. Научные исследования показывают, что ущерб от тормозной пыли до сих пор не изучен так тщательно, как последствия от выхлопных газов дизельных автомобилей.
Исследовательская группа, сосредоточившаяся на вопросе воздействия различных видов загрязнителей на легкие, провела эксперимент с клетками, имитирующими слизистую оболочку дыхательных путей. Клетки были подвергнуты воздействию как тормозной пыли, так и выхлопных газов дизельных двигателей.
Результаты показали, что первые выбросы наносит гораздо больший ущерб клеткам по сравнению с выхлопными газами, что связано с повышенным риском таких заболеваний, как рак легких и астма. Интересно, что удаление меди из образцов тормозной пыли значительно снижало эти негативные эффекты.
Исторически тормозные колодки использовали асбестовые волокна, чтобы избежать перегрева, однако этот материал был запрещен в Великобритании в 1999 году. Запрет привел к разработке новых неасбестоорганических (NAO) тормозных колодок, которые ныне широко применяются. При сравнении токсичности пыли различных типов тормозных колодок оказалось, что пыль от NAO была самой опасной как по сравнению с пылью от других типов тормозов, так и по сравнению с пылью от выхлопа дизелей.
Ученые также проанализировали содержание металлов в различных типах тормозной пыли и пыли от выхлопных газов. Используя высокие технологии, такие как методы искусственного интеллекта, они установили, что высокое содержание меди является важной характеристикой пыли от NAO. Дополнительно было выявлено, что медь может проникать внутрь клеток легких, что приводит к нарушениям их функционирования. Обработка тормозной пыли специальным химическим веществом, нейтрализующим медь, показала значительное снижение токсичности, указывая на то, что именно медь является одним из факторов вредного воздействия на здоровье.
Статистика демонстрирует, что почти половина всей меди, содержащейся в окружающем воздухе, образуется в результате износа тормозов и шин. Множество исследований показали, что высокая концентрация меди связано с ухудшением функции легких и даже увеличением общего риска смертности.
Несмотря на растущее количество данных, подтверждающих опасность пыли, переход на электромобили не устраняет проблему. Хотя электромобили сокращают токсичные выбросы, они не ликвидируют дорожную пыль и пыль от тормозов. Более того, исследования показали, что электромобили, будучи более тяжелыми, могут генерировать больше пыли, не связанной с выхлопом, что ставит под сомнение их маркировку как экологически чистого транспорта.
Планируемые европейские стандарты выбросов Евро-7, которые должны вступить в силу в ноябре 2026 года, могут внести коррективы в ситуацию. Эти новые нормы будут регулировать выбросы тормозной пыли, что может способствовать разработке более безопасных тормозных материалов или эффективных механизмов для улавливания пыли. Также важно сосредоточиться на улучшении организации дорожного движения и дизайна дорог, чтобы минимизировать резкие торможения и агрессивные маневры, приводящие к увеличению выбросов.
По словам специалистов, новые составы тормозных колодок могут как снижать уровень выбросов пыли, так и оптимизировать состав, чтобы исключить токсичные компоненты. Например, в некоторых регионах США, таких как Калифорния и Вашингтон, уже введены законы, предписывающие снижение содержания меди в тормозных колодках, обусловленные не только здоровьем людей, но и необходимостью защитить водные экосистемы от вредных выбросов.
По статистике, выбросы, не связанные с выхлопными газами, составляют около 60% всего загрязнения, возникающего в результате использования транспортных средств в Великобритании. Важно подчеркнуть, что для каждого загрязнителя воздуха отсутствует безопасный уровень воздействия, что требует от ученых и органов регулирования внимательного подхода к каждой категории выбросов.
Эксперты приходят к выводу, что перспектива перехода на электромобили не разрешает проблему выбросов, связанных с тормозами, и требует серьезного пересмотра норм требования к этим выбросам.
Источник: mk.ru