Как сообщили «МК» в университете, в настоящее время пилоты самолетов или космонавты могут определять лишь наиболее существенные повреждения от внешних соударений их летательных аппаратов с чем-либо крупным. Например, с птицей, попавшей в двигатель или с крупным метеором, пробившим обшивку корабля или станции.
Однако во время полета возможны мелкие механические соударения, к примеру, с бетонной крошкой во время старта или посадки авиалайнера, или с микрометеорами во время космического полета, которые остаются незамеченными и впоследствии могут привести к нежелательному разрастанию дефектов. Между тем, своевременное обнаружение повреждений или вдавливаний на обшивке фюзеляжа или крыльев поможет своевременно провести ремонт и продлить жизнь аэрокосмической техники.
Ученые предложили использовать специальные датчики, которые диагностируют повреждения по световому сигналу, возникающему после механической нагрузки. Такая система поможет определять характер, размер жёстких «частиц воздействия» и локацию повреждения, пока самолет еще находится в полете.
Датчик представляет собой оптоволокно (нить из оптически прозрачного материла для переноса света) с люминесцентным покрытием, которое светиться при механическом воздействии. Она встраивается в полимерный слой композитных конструкций, например, фюзеляжа или крыльев самолетов, на этапе производства. При соударении с бетонной крошкой, градом или микрометеоритами, специальный приемник-анализатор, обработает величину интенсивности светового сигнала при помощи специального алгоритма и передаст информацию о местонахождении повреждения на бортовой компьютер.
Благодаря созданной модели в будущем можно будет повысить «чувствительность» авиакосмической техники к внешним воздействиям в несколько раз.
Источник: mk.ru