Справка «МК». Геннадий Борисов, выпускник физфака МГУ, работает в Крымском отделении Астрономического научного центра и по совместительству — инженером ГАИШ МГУ (Государственного астрономического института им. Штернберга Московского государственного университета им. Ломоносова). В свободное от работы время делает собственные телескопы, через которые наблюдает и ищет кометы и астероиды. В 2014 году он был дважды удостоен Премии Эдгара Уилсона — международной премии по астрономии, которая присуждается ежегодно открывателям комет.
— Да, обнаружил я этот астероид около 4.30 утра, а минимальная от Земли высота прохождения была зафиксирована в 19 часов по московскому времени, – подтвердил информацию первооткрыватель. – Астероид оказался небольшим, 3-4 метра в диаметре. Отличительной его особенностью оказалось то, что он пролетел очень близко от Земли – на расстоянии от 24 до 28 тысяч километров. Это ниже той высоты, на которой работают наши геостационарные спутники (их орбита располагается на высоте 36 тысяч километров).
– Он мог столкнуться с геостационарным спутником?
— Вряд ли. Большая плотность спутников на орбите – это довольно условное понятие. Это как взять 500 человек и выпустить по одиночке в разных точках Тихого океана. Вероятность того, что двое из них где-то встретятся, очень мала. К тому же маленький размер астероида делает эту вероятность еще меньше.
– Откуда он прилетел к нам?
– Пока мы не уточнили его орбиту, точно этого сказать не может никто. Могу лишь сказать, что он околоземный, скорей всего – из семейства Атона, потому что у него почти круговая орбита, очень похожая на земную. Период обращения вокруг Солнца также близок к нашему, земному году.
— Сейчас, после сближения с нашей планетой, он может совершить гравитационный маневр и круто поменять свою орбиту.
– При помощи какого телескопа вы его обнаружили?
При помощи своего самодельного 50-сантиметрового телескопа. Кроме маленьких размеров самого «камушка» ситуация осложнялась уже довольно яркой Луной.
— В чем заключается важность обнаружения такого близкого астероида?
— В том, что подобные ему, обладающие более серьезными размерами, могут быть опасны для землян столкновением. Мы же показали, что можем обнаруживать такие «подарки» с неба за 15 часов до максимального сближения с нашей планетой. Чем раньше мы научимся делать это, тем меньше будет риск повторения последствий типа тех, что произошли от падения Челябинского метеорита, который не удалось обнаружить заранее, несмотря на то, что он был значительно крупнее этого.
— Мировое астрономическое сообщество уже знает о вашем открытии?
— Да! Как только я его обнаружил астероид, сразу направил результат в Центр малых планет, в Гарвард (США). Там робот видит, что объект уникальный и сразу выкладывает информацию на страницу для всех желающих подтвердить его на других обсерваториях. Многие сразу после этого подключились к наблюдениям и пронаблюдали мой новы астероид.
— Ему уже присвоено имя?
Нет пока он имеет предварительный номер, которое я дал ему сам: ГБ00686. Через пару дней выйдет циркуляр публикации, где ему будет присвоено официальное имя.
— Когда он пролетит мимо нас в следующий раз?
Через год. Но вряд ли получится его обнаружить снова, – все-таки его находка сейчас – это большая удача.
— Если бы астероид падал на Землю, вы могли бы точно просчитать его траекторию и место падения?
Конечно. Такие астероида называются импакторами. Сейчас насчитывается уже несколько случаев, когда после обнаружения летящего болида (крупного метеора) ученые называли место его возможного падения, и поисковые группы любителей находили там свежие обожженные фрагменты.
Источник: mk.ru