Усилия по сохранению судна и возвращению его ценного груза были втянуты в сложную череду международных правовых споров, когда Колумбия, Испания, группы коренных народов Боливии и американская спасательная компания предъявили претензии на затонувшее судно, а золото, серебро и изумруды, находившиеся на борту, оценивались в целых 17 миллиардов долларов.
Как пишет The Guardian, когда Колумбия попыталась продать с аукциона часть награбленного, чтобы покрыть колоссальные расходы по возвращению корабля, вмешались ЮНЕСКО и высшие суды страны.
Но спустя восемь лет после обнаружения официальные лица теперь заявляют, что они отодвигают политику в сторону и могут начать подъем артефактов из “священного грааля кораблекрушений” уже в апреле.
“Существует устойчивое мнение о галеоне как о сокровищнице. Мы хотим перевернуть эту страницу, — рассказывает Альхена Кайседо, директор Колумбийского института антропологии и истории. — Мы не думаем о сокровищах. Мы думаем о том, как получить доступ к исторической и археологической информации на месте”.
Как рассказывает The Guardian, "Сан-Хосе" возвращался в Европу с сокровищами, которые должны были помочь финансировать войну за испанское наследство, когда он был потоплен британской эскадрой в 1708 году недалеко от карибского портового города Картахена.
Историки говорят, что изучение этого кораблекрушения могло бы помочь многое узнать об Испанской империи на пике ее могущества – и об общих, пересекающихся историях Европы и Латинской Америки.
Со временем команда Кайседо надеется поднять само затонувшее судно и выставить его на всеобщее обозрение в специально построенном музее, где посетители смогут исследовать “все секреты океанского дна”, сказала она.
Но по мере того, как экспедиция продолжает исследовать это место, масштаб и сложность задачи становятся все более очевидными.
Немногие корабли, подобные "Сан-Хосе", когда-либо были найдены — и ни один из них никогда не был извлечен из теплых тропических вод.
“Это огромный вызов, и это не тот проект, который имеет много прецедентов. В некотором смысле, мы первопроходцы”, — сказал Кайседо.
Самое близкое сравнение, вероятно, было бы с "Мэри Роуз", флагманом флота Генриха VIII, который затонул в 1545 году во время сражения с французским флотом у берегов Портсмута.
Эти обломки 16 века исследовались сотнями дайверов – многие из которых были добровольцами – в течение десяти лет, прежде чем их осторожно подняли в 1981 году. Уцелевшая часть корпуса корабля сейчас выставлена в музее стоимостью 35 миллионов фунтов стерлингов (45 миллионов долларов).
Военно-морские силы Колумбии изучают "Мэри Роуз" и другие подобные проекты по сохранению морской среды, чтобы понять, как они могли бы поднять и сохранить 40-метровый корабль и его содержимое без того, чтобы все это рассыпалось в прах.
“"Сан-Хосе" — очень, очень особенный корабль. Его можно сравнить с ”Мэри Роуз" в том смысле, что он действовал на пике испанской технологии и судостроения, — рассказывает Энн Коутс, доцент кафедры морского наследия в Университете Портсмута. – Есть так много вопросов, на которые “Сан-Хосе” мог бы помочь ответить!”
Груз "Сан-Хосе" включает изделия из стекла, фарфора и кожи, и историки надеются, что этот груз поможет им лучше понять глобальные торговые сети XVIII века, сложную колониальную иерархию Испании и жизнь 600 человек, находившихся на борту.
Но в то время как "Мэри Роуз" лежала в холодных прибрежных водах, "Сан-Хосе" затонул в глубоких тропических водах, которые, вероятно, были жестокими по отношению к кораблю и могли сделать восстановление одним из самых дорогостоящих и сложных в истории.
“Содержимое действительно разнообразно, и мы понятия не имеем, как отреагируют останки, когда они вступят в контакт с кислородом. Мы даже не знаем, возможно ли что-то поднять из воды”, — признает Кайседо.
Точное местоположение затонувшего судна является государственной тайной, чтобы защитить это место от мародеров, но колумбийские власти сообщили, что оно находится на глубине 600 метров (2000 футов) ниже уровня моря – слишком далеко для дайверов.
Военные страны в настоящее время разрабатывают подводных роботов, которые сначала будут фотографировать, снимать на видео и наносить на карту обломки, прежде чем предпринимать тщательные попытки их извлечения.
Точное количество того, что можно извлечь из затонувшего судна, будет зависеть от множества факторов: течений, температуры моря, типа ила, в который погружено затонувшее судно, того, как 60 бронзовых пушек корабля погрузились на морское дно, и даже от того, какие существа сейчас там обитают, говорит руководитель программы исследования Mary Rose Алекс Хилдред.
“Он также был подожжен, — говорит Хилдред. — Поднять корабль и создать музей будет действительно сложно, по-настоящему дорого и невероятно увлекательно … И потом, все хотят получить хоть что-то из этого. Это просто кошмар”.
Международные связи судна означают, что исторические исследования до сих пор были приостановлены из-за международного судебного разбирательства по поводу того, кто является его законным владельцем.
Хотя затонувшее судно было найдено в водах Колумбии, Испания утверждала, что "Сан-Хосе" был частью испанского флота и возвращался с территории, которая тогда была частью Испанской империи.
Тем временем американская спасательная компания Sea Search Armada (SSA) ввязалась в судебную тяжбу с Колумбией, утверждая, что она обнаружила район, в котором затонул "Сан-Хосе" в 1981 году. SSA утверждала, что Колумбия согласилась разделить любую прибыль, но в 2011 году суд США объявил галеон собственностью колумбийского государства.
Коренные общины Боливии также заявляли о своих претензиях на любые возможные богатства, утверждая, что их предки, вероятно, добывали серебро и золото, используемые во многих сокровищах.
Министерство культуры Колумбии заявляет, что правительство самостоятельно профинансировало первый этап исследований на сумму 7,3 миллиона долларов и не будет продавать ни один из драгоценных артефактов, как заявляло ЮНЕСКО в 2018 году.
“Деньги всегда были движущей силой истории "Сан-Хосе". Британцы хотели захватить его, чтобы лишить Испанию денег, затем деньги, находившиеся на борту, привели к археологическим поискам затонувшего судна, — сказал Коутс. — Затем споры помешали изучению корабля. Было бы неплохо, если бы на этот раз деньги не были движущей силой, и можно было бы наладить масштабное культурное сотрудничество, чтобы изучить это должным образом”.
Источник: mk.ru