Тяжелее всего аномальную жару переживают в средиземноморских странах Европы. Их жители, которые привыкли к мягкому и теплому климату, теперь вынуждены приспосабливаться к условиям, скорее характерным для пустынь Аравийского полуострова. Европейское космическое агентство, например, прогнозирует, что температура на итальянских островах Сицилия и Сардиния в третью неделю июля может достигнуть 48 градусов по Цельсию. Если это произойдет, будет обновлен абсолютный максимум за весь период измерений в регионе. Даже люди, ставящие под сомнение проблему глобального потепления и выступающие против мер по борьбе с ним, вероятно, согласятся: почти пятидесятиградусная жара в тени — это не нормально. Особенно, учитывая, что раньше в июле здесь обычно было 30 с лишним градусов, редко больше.
Аналогичная проблема наблюдается в Греции. Там власти Афин пошли на беспрецедентные меры: в полдень 14 июля приняли решение закрыть самый посещаемый памятник страны, Акрополь, объясняя это заботой о туристах. Мотивы руководства греческой столицы вполне понятны: температура воздуха в пятницу на площади Синтагма достигла 45 градусов по Цельсию, и некоторые люди стали терять сознание. А к 9 часам вечера в этот день министерство культуры Греции объявило, что древнее святилище будет закрыто в субботу – еще раньше, чем в пятницу, “потому что камни и мрамор впитали слишком много тепла”.
Сорокаградусная жара сохранится на большей части Средиземноморья и многих странах Балканского полуострова, следует из прогноза погоды на вторник, 18 июля. Пока никаких намеков на снижение температуры в ближайшие дни нет.
Чтобы осознать всю серьезность ситуации, достаточно обратиться к статистике, которую ведут научные институты и европейские правительства. В исследовании, которое было опубликовано в журнале Nature, утверждается, что прошлым летом из-за воздействия сильной жары в Европе погибли свыше 60 тысяч человек. В основном, люди преклонного возраста. При этом сезон с конца мая по начало сентября был признан самым жарким на Европейском континенте за всю историю наблюдений, а нынешний, надо полагать, окажется еще жарче. Все сейчас, по мнению климатологов и экспертов ВОЗ, к этому идет. А это значит, что жертв аномальной жары, к сожалению, может оказаться больше.
Экстремально высокие температуры бьют и по Соединенным Штатам. Национальная метеорологическая служба США в минувшие выходные опубликовала предупреждение, что “широко распространенная и изнуряющая” жара в южных и западных штатах скоро достигнет пика. Ожидается, что она затронет более 80 миллионов человек, включая жителей самых густонаселенных Калифорнии и Техаса. Тем временем на юге Калифорнии продолжается борьба с лесными пожарами, но ликвидировать их пока не удается. А в национальном парке Долина Смерти, находящемся на территории этого же штата и снискавшем славу чрезвычайно жаркого и засушливого места, столбик термометра достиг пугающих 52 градусов Цельсия.
На другом конце земного шара тоже встревожены. Предупреждения о риске теплового удара опубликовали власти Японии. В Токио считают, что в худшем случае близкие к рекордным температуры затронут жизнь десятков миллионов людей по всей стране.
Однако одной экстремальной жарой климатические аномалии лета 2023 года не ограничиваются. Наиболее разрушительными становятся наводнения, за последние недели уже немало городов по всему миру. Особенно трудно пришлось Индии. Там уже много дней подряд не прекращаются проливные дожди, в результате чего реки выходят из берегов. Затапливает как мегаполисы, так и сельские районы. CNN сообщал 27 июня, что от сильного наводнения на северо-востоке страны пострадали почти полмиллиона человек в 22 районах штата Ассам. Под воду тогда уходили целые деревни, а жители были вынуждены срочно спасаться бегством, чтобы не погибнуть.
А 14 июля стало известно о том, что власти индийского города Дели провели эвакуацию около 24 тысяч человек после критического повышения уровня воды в реке Ямуне. Никогда прежде он не поднимался так высоко. Конечно, экономический ущерб от наводнений оценивать пока рано, тем более что опасность затопления очередных населенных пунктов никуда не делась. Предварительное число погибших оценивается в 145 человек.
Внезапные наводнения в июле также нанесли ущерб американским штатам Вермонт и Пенсильвания. В Вермонте катаклизм был признан сильнейшим со времен тропического шторма Айрин в 2011 году. Президенту США Джо Байдену даже пришлось объявлять в штате чрезвычайное положение. Кадры, где дома по крышу скрываются под водой, а по улицам проплывают машины, пугают. В Пенсильвании сообщается о гибели трех человек, еще четверо числятся пропавшими без вести в результате внезапно начавшегося наводнения.
В Южной Корее из-за наводнений и оползней, вызванных продолжающимися много дней ливнями, которые обрушились на центральные и южные регионы, погибли по меньшей мере 40 человек. По информации агентство Ренхап, ливни вынудили эвакуироваться более 10 000 человек, повредили более 139 домов и смыли 146 дорог.
Эпицентром буйства природы стал центральный город Чхонджу. Там погибли как минимум 13 человек, после того как в результате наводнения застряли и были затоплены в своих автомобилях в подземном тоннеле Осонг длиной 685 метров. Предотвратить трагедию власти не сумели. Известно, что с 9 июля в городах Гонджу и Чхоньян провинции Южный Чхунчхон выпало более 60 см осадков. При этом в самом Чхонджу, где расположен злополучный тоннель, за тот же период уровень воды превысил 54 см.
Комментируя произошедшую в Чхонджу катастрофу, президент страны Юн Сок Ель выступил с резонансным заявлением. Политик стал одним первых руководителей государства, кто утверждает, что климатический кризис сделал экстремальные погодные условия фактом жизни. “Такого рода экстремальные погодные явления станут обычным явлением … мы должны признать, что изменение климата происходит, и справиться с этим”, — сказал Юн перед посещением пострадавшей от наводнения провинции Северный Кенсан.
Более того, Юн Сок Ель выступил против того, чтобы считать экстремальные погодные условия, связанные с изменением климата, аномалией, с которой бессмысленно бороться. Юн намерен улучшить готовность страны и меры реагирования. Будем надеяться, что затея увенчается успехом не только в Южной Корее, и цивилизация станет не такой уязвимой перед разбушевавшимися силами природы.
Продолжать считать происходящие катаклизмы аномалией или переводить их в разряд уже вполне обыденных явлений, вопрос, конечно, спорный. Ясно одно: проблема действительно стоит очень остро, и летом 2023 года снова заявила о себе в виде изнуряющей жары и наводнений с сотнями погибших. По словам генерального секретаря ООН Антониу Гутерриша, “изменение климата вышло из-под контроля”. Еще в начале июля он предупредил, что если мир будет упорствовать в откладывании ключевых мер, необходимых для ограничения выбросов ископаемого топлива, это приведет “к катастрофической ситуации”.
“Нас совсем не должны удивлять высокие глобальные температуры”, — полагает профессор Ричард Беттс, климатолог из Метеорологического бюро и Университета Эксетера. “Все это является суровым напоминанием о том, что мы знали долгое время, и мы будем наблюдать все новые экстремальные явления, пока не прекратим накапливать больше парниковых газов в атмосфере”, — сказал он в интервью BBC.
Специалисты Всемирной метеорологической организации (ВМО) уверены, что на Земле не было ничего подобного с тех пор, как в 1850-х годах начались инструментальные измерения температуры воздуха. “Мы находимся на неизведанной территории, и это тревожные новости для планеты”, — сказал The Guardian профессор Кристофер Хьюитт, директор климатического обслуживания ВМО.
Эту точку зрения поддержал Карстен Хаустейн, научный сотрудник Лейпцигского университета по атмосферной радиации. “Есть вероятность, что июль будет самым жарким месяцем за всю историю… «когда-либо», что означает со времен межледникового периода, который длится со времени около 120 тысяч лет назад”.
Источник: mk.ru