Космическая лаборатория размером с футбольное поле должна оставаться герметичной и заполненной пригодными для дыхания газами, чтобы принимать сменяющуюся команду астронавтов, что и делается с 2000 года в отдельных, но соединенных российской и американской секциях. Впервые проблемные утечки были обнаружены в 2019 году в туннеле, соединяющем модуль «Звезда» со стыковочным узлом, который принимает космические корабли с грузами и припасами.
Но в этом году скорость, с которой из модуля выходит воздух, достигла нового максимума, отмечает CNN.
Согласно недавнему отчету Управления генерального инспектора НАСА, надзорные органы в Соединенных Штатах в настоящее время считают этот вопрос самой насущной проблемой, стоящей перед стареющей космической станцией, которая может угрожать безопасности экипажа.
Космическое агентство США “выразило обеспокоенность по поводу структурной целостности (протекающего модуля) и возможности катастрофического отказа”, — заявил бывший астронавт НАСА Боб Кабана, председатель Консультативного комитета агентства по МКС, во время заседания по этому вопросу в среду.
Но в то время как Роскосмос направил своих космонавтов на поиск и устранение проблемных зон, что позволило снизить уровень утечек, российская команда “не считает, что катастрофический распад. возможен”, — сказал Кабана.
“Русские считают, что продолжение операций безопасно, но они не могут доказать это к нашему удовлетворению”, — добавил Кабана. “А США считают, что это небезопасно, но мы не можем доказать это к удовлетворению России”.
Разногласия сохраняются, несмотря на сентябрьскую встречу, которая, по словам Кабаны, состоялась в России. Теперь США настаивают на привлечении независимых экспертов с обеих сторон для оценки проблемы и оказания помощи двум космическим агентствам в достижении консенсуса относительно первопричины и серьезности утечек.
Между тем астронавтов и космонавтов на борту космической станции обязали принять меры предосторожности, такие как постоянное закрытие негерметичного отсека, за исключением тех случаев, когда его необходимо открыть для распаковки грузов с космических аппаратов, прибывающих в ближайший стыковочный узел.
Когда астронавты должны открыть этот сегмент, они закрывают люк, разделяющий американскую и российскую части станции, сообщил астронавт НАСА Майкл Барратт на брифинге 8 ноября.
“Мы придерживаемся очень консервативного подхода”, — сказал Барратт. “Это не очень удобно, но это наилучшее соглашение между всеми умными людьми с обеих сторон — и это то, с чем мы, как команда, живем”.
Поскольку орбитальная лаборатория стареет, обоим агентствам в настоящее время приходится принимать важные решения о том, как и когда прекратить ее работу и безопасно утилизировать станцию. Продолжающаяся проблема с утечками поднимает серьезные вопросы о безопасности станции и способности НАСА и Роскосмоса достичь консенсуса.
НАСА и Роскосмос уже много лет знали о том, что российский модуль постепенно дает течь. Проблема усугубляется тем фактом, что предполагаемые трещины “очень маленькие, не видны невооруженным глазом и имеют кронштейны и трубопроводы рядом с ними, что затрудняет доступ диагностических инструментов в эти области”, — говорится в заявлении НАСА для CNN в четверг.
Усилия по устранению утечек на данный момент позволили предотвратить проблему. Однако, по данным НАСА, уровень утечки по-прежнему “на 2-2,5 фунта (воздуха) в день превышает базовый уровень космической станции”. Например, космическая станция стремится поддерживать давление на абсолютном уровне 14,7 фунта на квадратный дюйм, что имитирует атмосферное давление на уровне моря здесь, на нашей родной планете.
По словам Кабаны, технические группы в США и России не сходятся во мнениях относительно того, что именно может быть причиной проблемы. Российские эксперты полагают, что вибрации, которые могут быть вызваны механическими системами, такими как те, которые используются для накопления энергии, на космической станции создают нагрузку на стены, вызывая “усталость при длительном цикле эксплуатации”, или явление, при котором относительно небольшое усилие начинает растрескивать и изнашивать металл до точки разрушения в течение длительного времени. периоды времени.
НАСА, с другой стороны, считает, что картина более сложная, включающая в себя несколько факторов, таких как механическое напряжение, воздействие окружающей среды и “остаточное напряжение” или потенциальные проблемы, связанные с производством материалов, используемых в транспортном модуле, сообщает Кабана.
В опубликованном в сентябре отчете Управления генерального инспектора НАСА также отмечается, что, хотя НАСА и Роскосмос согласны с тем, что проблемный сегмент, возможно, потребуется навсегда закрыть, если уровень утечки достигнет “неприемлемого” уровня, обе стороны не достигли соглашения о том, как именно определить “неприемлемый”.
Однако, хотя космические агентства по-прежнему расходятся во мнениях относительно серьезности проблемы, Кабана и Барратт, а также руководитель программы НАСА на МКС Дана Вайгель в своем заявлении, заявили, что НАСА и Роскосмос поддерживают тесную связь по этому вопросу.
“У нас очень открытые и транспарентные отношения с нашими российскими коллегами-космонавтами”, — сказал Барратт, вернувшийся из 232-дневного пребывания на Международной космической станции в конце октября. “Это очень сплоченный экипаж”.
В то время как НАСА и Роскосмос работают над устранением утечек, космическое агентство США предприняло некоторые собственные шаги для обеспечения безопасности астронавтов.
В дополнение к требованию к астронавтам закрывать вход в российскую секцию, когда открыт пересадочный туннель “Звезды”, американское агентство теперь устанавливает дополнительное «место на поддоне» на борту космического корабля SpaceX Crew Dragon. Сиденье на поддоне расположено в верхней части космического корабля, которое обычно используется для хранения грузов, и по сути представляет собой кусок пенопласта, к которому астронавт может пристегнуться, если ему понадобится вернуться домой на капсуле Crew Dragon в случае чрезвычайной ситуации. В частности, места на поддонах зарезервированы для астронавтов НАСА, которые добираются на космическую станцию автостопом на российском космическом корабле «Союз», как это делалось в течение многих лет в рамках соглашения между США и Россией об обмене местами.
У НАСА есть все необходимые меры для обеспечения безопасности экипажа, но космическое агентство также сталкивается с тем фактом, что утечка российского модуля может представлять угрозу безопасности и долговечности космической станции.
В своем отчете Управление генерального инспектора отмечает: “Хотя МКС может функционировать, если люк (в зону поражения) будет постоянно закрыт, это может повлиять на доставку грузов, поскольку в этом случае будет на один порт доставки меньше”, — говорится в отчете. “Постоянное закрытие люка также потребовало бы дополнительного топлива для поддержания высоты и положения станции (или ориентации)”.
Космическая станция обычно требует, чтобы к ней были прикреплены космические аппараты для разгона орбитального аванпоста, чтобы поддерживать его траекторию, предотвращая падение под действием силы тяжести Земли. Как правило, такие разгоны выполняются пристыкованными российскими космическими аппаратами. Но НАСА уже тестировало использование американских космических аппаратов для решения этой задачи.
Проблема утечки информации обостряется в критический момент для орбитальной лаборатории, которая, как надеется НАСА, продолжит работу со своими пятью агентствами-партнерами как минимум до 2030 года. Помимо Роскосмоса, в их число входят Канадское космическое агентство, Европейское космическое агентство и Японское агентство аэрокосмических исследований.
Источник: mk.ru