Раскопки, предпринятые в рамках стратегии инженерной стабилизации для предотвращения новых обрушений, приносят массу откровений о повседневной жизни жителей Помпеи, поскольку к новым открытиям все чаще применяется призма анализа социальных классов, рассказывает Associated Press.
Под руководством нового директора археологического парка, выходца из Германии, инновационные технологии помогают восстановить часть почти уничтоженной славы Помпеи и ограничить последствия новой угрозы — изменения климата.
Археолог Габриэль Цухтригель, назначенный генеральным директором 10 месяцев назад, сравнивает быстрое ухудшение ситуации в Помпеях, начавшееся еще в 1970-х годах, с «самолетом, который падает на землю и действительно рискует разбиться».
Проект «Великие Помпеи», в который тогда было вложено около 105 миллионов евро из фондов Евросоюза — при условии, что они будут потрачены быстро и эффективно к 2016 году, — помог уберечь руины от дальнейшей деградации.
«Все было потрачено, и потрачено хорошо», — говорит Цухтригель в интервью AP.
Но с будущими проблемами сохранения, неизбежными для руин, впервые раскопанных 250 лет назад, новые технологии имеют решающее значение «в такой битве со временем», — рассказал он Ассошиэйтед Пресс.
Экстремальные климатические явления, в том числе все более интенсивные осадки и периоды палящей жары, могут угрожать Помпеям.
Было бы невозможно полагаться на человеческий глаз, чтобы различить признаки вызванного климатом износа на мозаичных полах и стенах с фресками примерно в 10 тысячах раскопанных археологами комнат вилл, мастерских и скромных домов. Так, искусственный интеллект и дроны будут предоставлять данные и изображения в режиме реального времени.
Эксперты будут предупреждены, чтобы они «внимательнее посмотрели и в конечном итоге вмешались, прежде чем что-то произойдет, прежде чем мы вернемся к этой ситуации, когда здания рушатся», сказал Цухтригель.
С прошлого года искусственный интеллект и роботы берутся за то, что в противном случае было бы невыполнимой задачей — сборка фресок, которые рассыпались на мельчайшие фрагменты.
Роботы также помогут восстановить повреждения фресок в Schola Armaturarum — казармах гладиаторов. Вес тонн нераскопанных частей города, прижимающихся к раскопанным руинам, в сочетании с скоплением осадков и плохим дренажем спровоцировал обрушение конструкции.
Семнадцать из 66 гектаров Помпеи остаются нераскопанными, погребенными глубоко под лавовым камнем. Давние дебаты вращаются вокруг того, должны ли они оставаться там.
В начале 19-го века подход был таким: «давайте… раскопаем все Помпеи», – рассказывает Цухтригель. Но за десятилетия до проекта «Великие Помпеи» «было что-то вроде моратория – потому что у нас так много проблем, что мы больше не будем проводить раскопки, – говорит Цухтригель. – И это было похоже на психологическую депрессию».
Его итальянский предшественник Массимо Осанна использовал другой подход: целенаправленные раскопки во время мер по стабилизации, направленных на предотвращение дальнейших обрушений.
«Но это были раскопки другого рода. Это было частью более широкого подхода, в котором мы сочетаем защиту, исследования и доступность», – поясняет Цухтригель.
После обрушения гладиаторского зала инженеры и ландшафтные дизайнеры создали постепенные уклоны из земли, выходящие на раскопанные руины, с сеткой, предохраняющей от разрушения.
Ближе к концу Виа дель Везувио, одной из вымощенных камнем улиц Помпеи, в ходе работ в 2018 году был обнаружен высококлассный domus, или дом, со стеной спальни, украшенной небольшой чувственной фреской, изображающей римского бога Юпитера, замаскированного под лебедя и оплодотворяющего Леду, мифическую царицу Спарты и мать Елены Троянской.
Но, как рассказывает Associated Press, если посетители встанут на цыпочки, чтобы посмотреть сквозь чудесную фреску на зубчатых стенах дома, они увидят, что подсобные помещения остаются встроенными под недавно «стабилизированным» нераскопанным краем Помпеи.
Рядом — самое приятное для публики открытие проекта укрепления – угловой «термополий» со столешницей, похожей на знакомые салатно-суповые бары нашего времени. Это место быстрого питания. Судя по найденным органическим остаткам, в меню были смеси из таких ингредиентов, как рыба, улитки и козье мясо. Быстрая уличная еда, вероятно, была опорой подавляющего большинства жителей Помпеи, не настолько богатых, чтобы иметь свою кухню.
Археологи все чаще используют социально-классовый и гендерный анализ, чтобы интерпретировать прошлое.
Когда они исследовали старинную виллу на окраине Помпеи, в ней обнаружилась комната площадью 16 квадратных метров. Он использовался как кладовая виллы и спальные помещения для семьи рабов. В комнате стояли три кровати, сделанные из веревок и дерева. Судя по габаритам, более короткая кровать была детской.
Когда в прошлом году было объявлено об этом открытии, Цухтригель описал его как «окно в ненадежную реальность людей, которые редко появлялись в исторических источниках» о Помпеях.
Источник: mk.ru