Большинство людей знают кого-то, кто упорно сопротивлялся заражению COVID, несмотря на то, что все вокруг него заболели. Как именно это удается, остается загадкой, но ученые начинают находить некоторые подсказки. Есть надежда, что выявление этих механизмов может привести к разработке лекарств, которые не только защитят людей от заражения вирусом, но и предотвратят его передачу.
Британское издание The Guardian приводит пример 22-летней Фиби Гаррет из Хай-Уикома, которая посещала университетские лекции, но не заразилась ковидом; она даже устроила вечеринку, на которой впоследствии все дали положительный результат, кроме нее.
В марте 2021 года она участвовала в первом в мире испытании заражения COVID-19, в ходе которого ей в нос капали живой вирус и затыкали ноздри на несколько часов, преднамеренно пытаясь заразить ее. Тем не менее ее организм сопротивлялся.
«У нас было несколько раундов тестов и разные методы тестирования: мазки из горла, мазки из носа, другие типы мазков, которые я никогда раньше не делала, такие как носовые фитили, когда вы держите мазок в носу в течение минуты, а также анализы крови, но у меня никогда не было симптомов, никогда не было положительного результата, — рассказывает Фиби Гаррет. — Моя мама всегда говорила, что наша семья никогда не болеет гриппом, и мне интересно, может быть, за этим что-то стоит».
Гаррет — не единственный участник испытания, которому удалось избежать заражения. Из 34 человек, подвергшихся воздействию вируса, у 16 не развилась инфекция (определяемая как два последовательных положительных результата ПЦР-теста), хотя около половины из них временно давали положительный результат на низкий уровень вируса, часто через несколько дней после заражения.
Возможно, это было отражением быстрого подавления иммунной системой эмбриональной инфекции.
«В наших предыдущих исследованиях с другими вирусами мы наблюдали ранние иммунные реакции в носу, связанные с сопротивлением инфекции, — рассказывает руководитель исследования профессор Кристофер Чиу из Имперского колледжа Лондона. — Вместе эти результаты означают, что между вирусом и хозяином происходит борьба, которая у наших «неинфицированных» участников приводит к предотвращению заражения».
Некоторые из участников испытаний также сообщили о некоторых легких симптомах, таких как заложенность носа, боль в горле, усталость или головная боль, хотя, поскольку они часто возникают в повседневной жизни, они могли быть не связаны с воздействием вируса.
«В любом случае уровень вируса не поднялся достаточно высоко, чтобы вызвать обнаруживаемые уровни антител, Т-клеток или воспалительных факторов в крови, которые обычно связаны с симптомами», — говорит профессор Чиу.
Другие исследования также предполагают, что можно избавиться от COVID на самых ранних стадиях заражения, прежде чем он закрепится должным образом. Например, во время первой волны пандемии доктор Лео Свэдлинг из Университетского колледжа Лондона и его коллеги интенсивно наблюдали за группой медицинских работников, которые регулярно контактировали с инфицированными пациентами, но у которых никогда не было положительных результатов или у которых не вырабатывались антитела. Анализы крови показали, что около 15% из них имели Т-клетки, реактивные против Sars-CoV-2, а также другие маркеры вирусной инфекции.
Возможно, Т-клетки памяти от предыдущих коронавирусных инфекций, то есть ответственные за простуду, перекрестно реагировали с новым коронавирусом и защищали их от COVID.
Понять, как часто люди прерывают зарождающиеся инфекции COVID в эпоху «Омикрона», сложно, потому что это требует интенсивного тестирования — на вирус, антитела, Т-клетки и другие маркеры инфекции — и потому, что так много людей были вакцинированы.
«Вероятно, вакцинированные люди подвергаются воздействию вируса и чаще блокируют репликацию вируса и выявляемую инфекцию», — предполагает доктор Свэдлинг.
Также не существует коммерчески доступного теста, который мог бы отличить иммунитет, вызванный вакцинацией, от различных вариантов, поэтому, если человек недавно не дал положительный результат, почти невозможно узнать, подвергался ли он воздействию «Омикрона» или нет.
Сезонные коронавирусы могут быть не единственным источником перекрестных защитных иммунных реакций. Профессор Сесилия Сёдерберг-Науклер, иммунолог из Каролинского института в Стокгольме, начала исследовать эту возможность после того, как Швеция избежала переполнения случаями во время первой волны пандемии, несмотря на легкий подход страны к ограничениям. Математическое моделирование, проведенное ее коллегой Маркусом Карлссоном из Лундского университета, показало, что эту картину инфекций можно объяснить только в том случае, если у значительной части людей есть какой-то защитный иммунитет.
Ее команда изучила базы данных белковых последовательностей существующих вирусов в поисках небольших сегментов (пептидов), напоминающих сегменты нового коронавируса, с которыми могли связываться антитела. Когда они идентифицировали пептид из шести аминокислот в белке гриппа H1N1, который соответствовал ключевой части спайкового белка коронавируса, «я чуть не упала со стула», — говорит профессор Седерберг-Науклер.
С тех пор исследователи обнаружили антитела к этому пептиду у 68% доноров крови из Стокгольма. Исследование, которое еще не было рецензировано, может свидетельствовать о том, что иммунный ответ, вызванный гриппом H1N1, вызвавшим пандемию свиного гриппа 2009–2010 годов, и, возможно, связанными с ним последующими штаммами, может вооружить людей частичной защитой от COVID -19. «Он обеспечивает подушку безопасности, но не защитит вас, если зараженный человек кашляет вам в лицо», — поясняет Сесилия Седерберг-Науклер.
Небольшая часть людей может быть даже генетически устойчива к COVID-19. В октябре международный консорциум исследователей начал «глобальную охоту», чтобы найти некоторых из них в надежде идентифицировать защитные гены.
«Мы не ищем обычные варианты генов, обеспечивающие умеренную защиту от инфекции, мы ищем потенциально очень редкие варианты генов, которые полностью защищают человека от инфекции», — говорит профессор Андраш Спаан из Рокфеллеровского университета в Нью-Йорке, возглавляющий исследование.
Ученых особенно интересуют люди, которые делили дом и постель с инфицированным человеком и сами избежали заражения. «Например, на днях я разговаривал с пожилой женщиной из Нидерландов, которая ухаживала за своим мужем во время первой волны. Мужа в конце концов поместили в отделение интенсивной терапии, но она провела неделю, прежде чем позаботиться о нем, в одной комнате и без масок, — рассказал Спаан. — Мы не можем объяснить, почему она не заразилась».
Известно, что такая устойчивость существует и для других болезней, включая ВИЧ, малярию и норовирус. В этих случаях генетический дефект означает, что у некоторых людей отсутствует рецептор, используемый патогеном для проникновения в клетки, поэтому они не могут быть инфицированы. «Вполне может быть, что у некоторых людей есть такой дефект в рецепторе, используемом Sars-CoV-2», — сказал Спаан.
Выявление таких генов может привести к разработке новых методов лечения COVID-19, точно так же, как выявление дефектов рецептора CCR5 у устойчивых к ВИЧ людей привело к новым способам лечения ВИЧ.
Спаан считает маловероятным, что большинство из тех, кто избежал COVID, генетически устойчивы, даже если у них есть некоторая частичная иммунная защита. Это означает, что нет никакой гарантии, что они в конечном итоге не заразятся, как Фиби Гарретт узнала в конце января. Уклоняясь от вируса в течение почти двух лет, она была потрясена, когда обычный тест на боковой поток показал зловещую вторую красную полоску. Вскоре после этого у нее появились легкие симптомы COVID, но с тех пор она выздоровела.
Ирония в том, что, избежав заражения COVID от близких родственников, друзей и в специализированной медицинской лаборатории, ее, вероятно, заразил незнакомец. «Я понятия не имею, откуда я это взяла; это мог быть кто-то из моего местного хора или, может быть, из спортзала», — говорит женщина.
Источник: mk.ru