Как не вспомнить слова персонажа известного новогоднего фильма «Чародеи»: «Я вам тоже помогу, молодой человек, доктором станете без всякой защиты». Эта завиральная фраза обратилась в реальность год назад. Тогда в РАН громко заговорили о сокращении в стране количества молодых ученых. Мол, ситуация аховая: за 10 лет обладателей научных степеней в стране стало меньше на 10 тысяч человек. «Кандидатов наук 75 000, 25 000 докторов», – перечислял прежний руководитель Академии наук Александр Сергеев. В результате шухера защиты в 2021 году упростили.
Новая реформа аспирантуры готовилась в Минобразования с лета. Глава ведомства Валерий Фальков считает инициативу «достаточно смелой», но необходимой. С ним солидарны в ВАК (высшая аттестационная комиссия) при Минобрнауки. «Посыл в том, чтобы облегчить работу аспиранту, а не бюрократам, не членам диссоветов, не профессорам, – поясняет председатель ВАК Владимир Филиппов. Изменения в порядке защиты диссертаций будут подготовлены к концу декабря 2022 года.
Время нужно, потому что новый порядок защиты требует внесения изменений в Положении о присуждении научных степеней, которое утверждает правительство. Диссоветы тоже подвергнутся реформированию – возникнут разовые комиссии числом от 5 до 9 человек.
По подсчетам реформаторов, «эксперимент может затронуть до 25% выпускников аспирантуры». У «упрощенного» аспиранта должно быть опубликовано не менее пяти научных работ по теме исследования в научных журналах «списка ВАК» и подведены результаты в виде доклада. Такая форма презентации, по мнению министерства, позволит сократить «финишную прямую» научного исследования до 2–4 месяцев. Против года-двух и более, в течение которых раньше «мучили» диссертации. Впрочем, захочет ли сегодня кто-то спешить, если у аспирантов, ординаторов, стажеров и диссертантов есть отсрочка от частичной мобилизации, а кандидатам и докторам наук она не полагается?..
Мнение научной общественности по поводу такого снижения «профессорского бюрократизма» слегка разделилось. Заслуженный историк, академик Александр Чубарьян считает, что определенный риск есть, но пользы все равно больше. Новшество «позволит увеличить количество присуждаемых степеней после аспирантуры и усилит мотивацию людей, которые готовятся поступать в аспирантуру». Математику, профессору РУДН Александру Скубачевскому не совсем ясна идея «по защите доклада». Научный руководитель Института лингвистических исследований РАН, академик Николай Казанский счел, что «защиты по докладу должны быть совершенно в исключительном случае».
– Я свою работу готовил 4 года, от начала исследования до защиты, – рассказывает в недавнем прошлом кандидат, а теперь уже доктор наук Роман. – Я экономист, защищался в 2017 году. Для допуска к работе, я сдавал экзамены и зачеты, пресловутый кандидатский минимум.
Когда готовил и публиковал в журналах статьи по моей теме, некоторые публикации были платные, потому что только так можно было уложиться в сроки публикации в изданиях из списка ВАК. А тут получается, вообще все публикации будут за деньги, иначе просто не успеть.
Но еще я проходил практику, в том числе педагогическую, лекции студентам читал. Участвовал в научных конференциях. И мне это много дало в части умения выступать перед коллегами, доносить свои мысли до публики. Предзащита потом еще была…
Знаете, когда тебя «закидывают камнями», а ты отбиваешься, это тоже необходимый для ученого опыт. Защитить свои идеи. В общем, вот этот финальный этап подготовки диссертации занял у меня 2 года. Я считаю, что так и нужно, – какие 2 месяца? Кандидату нужно уметь защищаться, дискутировать, объяснять. Я в недоумении, не разделяю радости от защиты в режиме «упал-отжался». Не потому, что мы, мол, долго защищались, и вы давайте. Я искренне считаю, что научная работа готовится несколько лет. И не менее года нужно для ее финальной доработки, достойной защиты и презентации.
Источник: mk.ru