Американский «Старлинк» обеспечил украинским войскам практически неограниченные возможности в области военной связи, передачи данных и наведения. На практике это выглядит так: разведчик ВСУ увидел цель, обозначил ее положение на электронной карте и эти сведения тут же оказываются у артиллерийских и ракетных расчетов. Удар – цель поражена. У наших войск таких возможностей не было.
Что такое «Старлинк»? Это несколько тысяч спутников связи на низких орбитах. За счет массовости обеспечивается непрерывное покрытие земного шара, в любой точке которого пользователи могут выйти в интернет.
Наши войска радиоэлектронной борьбы пытались глушить «Старлинк». Получалось так себе. Помните, как блокированные в подвалах комбината «Азовсталь» в Мариуполе боевики выходили на связь с кем хотели? Делалось это с помощью терминалов «Старлинк», которые Илон Маск пожертвовал ВСУ.
Маск реализовал проект за пару лет. Запускал на своих ракетах по 30-50 спутников сразу. Сегодня такими же темпами создается британская спутниковая сеть OneWeb. Наши ракеты «Союз», кстати, помогали запускать британские спутники. С началом спецоперации отказались предоставлять пусковые услуги. Но британская компания нашла другого «космического извозчика» — Индию. Почти одновременно с запуском «Скифа» с космодрома «Восточный» индийская тяжелая ракета LVM3-M2 вывела на орбиту 36 спутников OneWeb для широкополосного интернета общим весом 5796 кг.
Что же такое наш проект «Сфера», который только-только начал воплощаться в жизнь? В какой-то мере это аналог Starlink и OneWeb. Правда, спутников в системе будет не пару тысяч, а поменьше. По первоначальным планам, к 2030 году в ней должно было быть 638 космических аппаратов, в том числе 334 спутника связи, 55 спутников навигации и 249 аппаратов дистанционного зондирования Земли из космоса.
Потом количество спутников как у нас водится «секвестировали». Начали говорить о 162 космических аппаратах, в лучшем случае о 380. Система должна быть многофункциональной. Это хорошо, учитывая глобальное отставание России в спутниках наблюдения.
Впервые о проекте «Сфера» заговорили в 2015 году. Примерно в то же время, когда свою систему начал создавать Илон Маск. Но если он за несколько лет запустил более 2000 спутников и ввел систему в эксплуатацию, то мы в 2022 году запустили только первый спутник. И это несмотря на то, что президент Путин еще в 2018 году анонсировал на высшем уровне проект «Сфера». А в ноябре 2020 года он же потребовал от «Роскосмоса» объяснить задержку этой программы.
Почему так произошло? Как водится, не хватало денег. Возможно, тех самых, которые потом оказались замороженными на Западе.
Можно, конечно, вспоминать русскую пословицу о том, что мы долго запрягаем. Но тут, кажется, уместнее другие – про гром, который грянет, и про петуха, который клюнет. Так вот и грянуло, и клюнуло. Теперь всем понятно, что растягивать формирование орбитальной группировки очень нужных спутников до 2030 года – непозволительная роскошь.
Пока планы по развертыванию «Сферы» выглядят примерно так: 2022 год – запуск первого «Скифа»; 2023 год — запуск спутника «Марафон»; 2024 год — запуск двух спутников «Скиф»; 2025 год — запуск аппаратов «Беркут»; 2025 год — запуск 4-х спутников «Экспресс-РВ»; 2027 год — запуск 6 спутников «Скиф»; 2028 год — запуск 4-х спутников «Скиф». Что называется — в час по чайной ложке.
Ясно, что теперь этот график придется скорректировать.
Космический аппарат «Скиф-Д» — спутник небольшой. Масса — не более 200 кг, энергопотребление — порядка 250 Вт. Вполне сопоставим с аппаратами Илона Маска. Высота орбиты 8070 км.
Прежний руководитель Роскосмоса Дмитрий Рогозин хоть и говорил, что «Сфера» — это заявка на полную независимость нашей страны в вопросе обеспечения бизнеса и государственных органов власти всеми космическими сервисами — связными, сервисами наблюдения, управления инфраструктуры», но ускорить проект не смог. Реализовывать его теперь будет новый глава Роскосмоса, бывший вице-премьер Юрий Борисов. Остается надеяться, что у него все получится.
Источник: mk.ru