Если раньше ученым в зачет ставились статьи в престижных журналах, то теперь успех научной мысли — это то, что можно потрогать и встроить в реальную экономику страны. Как подчеркнул Фальков, 2022 год принципиально поменял взгляд на университеты, науку и технологическое развитие.
— От нас ожидают не абстрактных достижений, не рейтингов и наукометрических индексов, а конкретных результатов: технологий и материалов, лекарств и семян, прототипов и экспериментальных образцов, конструкторской документации, прикладных программных продуктов — всего того, что реально меняет жизнь людей к лучшему, что понятно и осязаемо, — заявил глава Минобрнауки.
Фокусировка на конкретных научных результатах потребовала нестандартных решений. Студенты больше не отсиживают по полдня за партами и не досматривают сны на парах. Включать будущих технологов, айтишников, строителей и аграриев в реалии взрослой жизни планируется уже со студенческой скамьи. Как рассказал министр, для этого в России были запущены два новых федеральных проекта. Первый — передовые инженерные школы:
— У каждой инженерной школы две задачи: подготовка элитных инженерных кадров, как иногда говорят — инженерного спецназа для решения прорывных задач. И вторая задача — участие преподавателей, исследователей и студентов в решении конкретных проектов предприятий.
По словам главы Минобрнауки, новые инженерные школы будут работать по научным направлениям, которые определят не только развитие страны на ближайшее десятилетие. Это задел на весь 21 век. При вузах созданы новые лаборатории по микроэлектронике, новой энергетике и медицине, а также сельскому хозяйству.
В пример Фальков привел инженерную школу Пермского политехнического университета. Ее партнером стала Объединенная двигателестроительная корпорация. Школа сейчас решает три задачи: создает новую технологию сверхточного литья, технологию серийного производства полимерных лопаток турбин и внедряет систему обслуживания и ремонта авиационных двигателей. А инженерная школа Донского технического университета вместе с Ростсельмашем разрабатывает новое поколение сельскохозяйственных машин.
Второй проект, неразрывно связанный с первым, — это создание университетского технологического предпринимательства. По планам ведомства он станет базой для студентов, которые хотят открыть свой стартап.
— Через поддержку студенческих команд, грантовую поддержку их инициатив мы должны подготовить поколение технологических лидеров, крайне необходимых стране. Тех, кто способен воплотить идеи в новые технологии, продукты и сервисы, — отметил министр и добавил, что в этом году в стране уже удалось запустить сеть из 20 стартап-студий в 18 регионах и открыть 60 предпринимательских «точек кипения».
Проект студенческих стартапов еще не выбрался из пеленок, а реальные результаты полета инженерной мысли уже есть. Одна из таких разработок — автоинъектор. Гаджет позволяет делать внутримышечные и подкожные инъекции самостоятельно. Устройство совместимо со шприцами до 5 мм, позволяет регулировать скорость введения лекарства и глубину введения иглы. Как рассказал Валерий Фальков, сейчас устройство изучает Росздравнадзор, готовится серийное производство. Или вот еще одна интересная разработка — солнечная черепица. Она совмещает в себе функции кровли и солнечного водонагревателя. Таких проектов еще много, — заверил министр. На этом ведомство Фалькова останавливаться не собирается. Впереди создание студенческих конструкторских бюро. Это своего рода инкубаторы инженеров-конструкторов новой формации, которые будут вовлечены в решение реальных производственных задач российских предприятий.
Пришлось министру говорить с сенаторами и о проблемах. Первая и основная сегодня — внешний контур. Российской науке в 2022 году пришлось сначала войти в крутое пике, а потом заложить вираж с запада на восток и юг. По оценкам Валерия Фалькова, маневр нам удался. Например, недавно открылся филиал МИФИ в Казахстане. Уже в первом квартале будущего года стартует программа университетской подготовки востоковедов и африканистов — пока это дефицитная специальность. Но и с западных рубежей российские ученые уходить пока не спешат. Так, в Женеве продолжает трудиться команда наших физиков-ядерщиков, почти 100 человек.
На внутреннем треке тоже не всё гладко. Сенаторы поинтересовались, как дела с трудоустройством выпускников российских вузов. Фальков был вынужден признать: не все так радужно, как хотелось бы.
— Предприятия заявляют о дефиците квалифицированных кадров. Но им нужны кадры более опытные. Что мы сделали — включили университеты в подготовку через инженерные школы. В результате работодатели сами отбирают студентов. Что важно — инженерная школа — это не только лекции и семинары, но и решение конкретных производственных задач. В результате гарантия трудоустройства студентов будет близка к 100%.
Источник: mk.ru