В безлюдном и продуваемом всеми ветрами уголке северо-восточного побережья Катара, среди песчаных дюн бесплодной пустыни, находится Аль-Джассасия, крупнейший и наиболее важный памятник наскального искусства в стране Персидского залива, рассказывает Си-эн-эн.
Здесь люди столетия назад использовали известняк в качестве «холста», на котором они вырезали символы, мотивы и объекты, которые они наблюдали в окружающей среде.
В целом археологи обнаружили в Аль-Джассасии в общей сложности около 900 наскальных рисунков, или “петроглифов”. В основном это загадочные знаки в виде чашечек, расположенные различными узорами, включая ряды и розетки, но также привлекающие внимание изображения парусных кораблей, обычно видимых сверху, но также изображенных в линейном профиле, среди других символов и знаков.
“Хотя наскальные рисунки распространены на Аравийском полуострове, некоторые из резных изображений в Аль-Джассасии уникальны и не могут быть найдены больше нигде”, — рассказал CNN Ферхан Сакал, руководитель отдела раскопок и управления участками в музеях Катара, имея в виду петроглифы кораблей, видимые с высоты птичьего полета.
“Эти резные фигурки демонстрируют высокую степень креативности и наблюдательности со стороны художников, которые их создали”, — сказал эксперт.
В Катаре насчитывается около 12 примечательных мест с петроглифами, расположенных в основном вдоль побережья страны, хотя некоторые резные изображения можно увидеть даже в центре района Аль–Бидда в Дохе, откуда открывается вид на Корниш, популярную набережную.
Аль-Джассасия, расположенная примерно в часе езды к северу от ультрасовременной столицы Катара и недалеко от старого порта добычи жемчуга Аль-Хувайла, была открыта в 1957 году. В течение шести недель в конце 1973 — начале 1974 года датская команда под руководством археолога Хольгера Капеля и его сына Ханса Капеля провела исследование, в ходе которого все это место было тщательно каталогизировано с помощью фотографий и рисунков.
Наиболее заметный рисунок включает в себя два параллельных ряда по семь лунок, что наводит некоторых на мысль, что они использовались для игры в манкалу, настольную игру, популярную во многих частях света со времен античности, в которой два участника бросают четное и нечетное количество маленьких камешков в углубления.
Но другие ученые оспаривали эту теорию, указывая на тот факт, что некоторые отверстия в Аль–Джассасии слишком малы, чтобы вместить какие-либо камни, в то время как другие можно найти на склонах.
Другие предположения включают в себя то, что чашеобразные формы каким-то образом использовались для гадания; или для сортировки и хранения жемчуга; или как системы для вычисления времени и приливов.
Итак, для чего они были на самом деле и что они означают? “На это очень трудно ответить, — признал Ферхан Сакал, который также не поддерживает теорию настольных игр. – На мой взгляд, они могут иметь очень древни ритуальное значение и функцию, так что их невозможно объяснить этнографически».
Но сколько древним рисункам лет? “Мы действительно не знаем”, – признал Сакал, объяснив, что датировать петроглифы – и наскальные рисунки в целом — на сегодняшний день очень сложно.
“Существуют дикие гипотезы о возрасте, начиная от неолита и заканчивая поздним исламом, — добавил он. – Лично я думаю, что не все вырезанные фигуры были сделаны в одно и то же время”.
Десять лет назад одно научное исследование девяти различных петроглифов в Аль-Джассасии не выявило свидетельств того, что им более нескольких сотен лет, но исследователи пришли к выводу, что необходимы дополнительные исследования, включая разработку новых методов, специфичных для резьбы по известняку.
Хотя эксперты не могут с уверенностью сказать, когда и кем были созданы петроглифы Аль–Джассасии, все они сходятся во мнении, что самой захватывающей – и необычной — резьбой на этом месте являются изображения лодок.
Эти творения содержат важную информацию о типах судов, используемых в процветающей рыбной промышленности и добыче жемчуга (на протяжении веков являющихся основой экономики Катара), а также об их различных элементах.
Большинство лодок, видимых сверху, обычно имеют форму рыбы с заостренной кормой и рядами весел, вырезанных с помощью остроконечного металлического инструмента.
Они содержат несколько деталей, таких как пересекающиеся ребра жесткости и отверстия, вероятно, показывающие расположение мачт и фок-мачт.
В некоторых случаях длинная линия от кормы изображает веревку, заканчивающуюся либо традиционным арабским якорем (треугольный каменный якорь с двумя отверстиями), либо европейским (металлический якорь с длинным хвостовиком и двумя изогнутыми рычагами, впервые использованный в регионе около семи столетий назад).
“На некоторых лодках весла расположены не параллельно, как это должно было бы быть при гребле, а направлены в разные стороны”, — пишут Фрэнсис Гиллеспи и Фейсал Абдулла Аль-Наими в книге “Спрятанные в песках: раскрытие прошлого Катара”.
Эксперты говорят, что они могут только догадываться о том, почему в Але так много корабельной резьбы. Джассасия по сравнению с другими прибрежными петроглифическими памятниками Катара.
“Корабли играли важную роль в верованиях древних народов, которые рассматривали их как символическое средство перехода из этого мира в иной, — отметили Гиллеспи и Аль-Наими. – И вавилоняне, и древние египтяне верили, что умершие попадают в загробный мир на корабле. Греческие мифы повествовали о паромщике Хароне, который перевозил души умерших через реку Стикс в подземный мир. Возможно, это отголоски народной памяти, уходящей корнями далеко в доисторические времена.”
Источник: mk.ru