Используя портативную технологию химической визуализации, исследователи выявили изменения, внесенные художниками, которые редко встречаются на древнеегипетских картинах и обычно считаются результатом высоко формализованных рабочих процессов.
Как сообщает CNN, это исследование также пытается перевернуть традицию в египтологии, поскольку анализ проводился в гробницах с помощью современных портативных устройств, в то время как большинство исследований традиционно проводятся в музеях или лабораториях.
“Что является новым, так это то, как мы пытаемся использовать эти инструменты, — рассказал Филипп Мартинес, египтолог из Университета Сорбонны в Париже и ведущий автор исследования, опубликованного в среду в журнале PLOS ONE. – То, как относились к этим произведениям искусства раньше, было в основном чисто аналоговым, и они воспринимались как нечто само собой разумеющееся — никто по-настоящему не смотрел на них с точки зрения художников. Мы хотим понять, как были созданы эти картины”.
Технология химической визуализации включает рентгеновскую флуоресценцию. Рентгеновские лучи, которые чаще всего используются для проверки на наличие трещин, создают карту поверхности картины вплоть до молекулярного уровня, включая ее химические свойства. Другой процесс, гиперспектральная визуализация, анализирует картину на нескольких длинах волн, таких как ультрафиолетовая или инфракрасная, выявляя больше, чем видно человеческому глазу.
Цифровая технология была использована в двух гробницах, которые датируются периодом Рамессида (1292-1075 гг. до н.э.) в Древнем Египте, сообщает CNN.
Первая картина находится в часовнях-усыпальницах Менны, чиновника, служившего при фараоне Аменхотепе III. Работа считается “апогеем древнеегипетской живописи”, отмечается в исследовании, и наблюдаемые изменения в настоящее время видны невооруженным глазом — возможно, в результате химических изменений с течением времени, — но они были скрыты, когда картина была новой.
“Менна немного похожа на египетскую Мону Лизу, — отмечает Мартинес. – Это одна из лучших гробниц, известная уже 200 лет, очень хорошо сохранившаяся”.
В одной сцене Менна и его жена поклоняются Осирису, одному из самых важных богов Древнего Египта, и Менна поднимает руки перед своим лицом. Однако третья рука скрыта под слоем белого фона, из-за чего становится ясно, что рисунок был отретуширован.
«Мы уже знали, что он там был. У нас есть очень четкое представление о вспомогательном рычаге, который впоследствии был изменен. Но мы не можем сказать, когда это было изменено или даже почему это было изменено», — говорит Мартинес. – Интересно то, что даже если это просто рассматривалось как ошибка, подлежащая исправлению, способ ее исправления очень, очень сильно отличается от оригинала. Либо владелец гробницы, либо группа художников, либо тот, кто руководил процессом, увидели в этом что-то неправильное, но это было исправлено с помощью материалов и художественных средств, которые демонстрируют совершенно другой мыслительный процесс”.
Эта маленькая деталь может дать новые подсказки о процессе рисования, отмечает CNN. В то время как обычно считается, что украшения гробниц — это работа нескольких людей, работающих параллельно, эти модификации открывают возможность того, что картины были выполнены разными группами в течение разных сессий, отмечается в исследовании.
Другая картина находится в гробнице Нахтамуна, священнослужителя. В отличие от тех, что находятся в гробнице Менны, эти работы недооцениваются и, согласно исследованию, “просто недоступны”. Анализ изображения фараона Рамсеса II выявил различные изменения в его короне, ожерелье и других царских предметах, скорее всего, из-за некоторого изменения символического значения с течением времени.
“Интересно, что на этом изображении Рамсеса II он изображен с пробивающейся бородой, — отмечает Мартинес. – И это очень странно, потому что у нас почти нет изображений фараонов с щетиной — обычно они выглядят сказочно, как супергерои, изображенные в позах, которые в некотором роде вечны. Но показать кого-то с бородой — значит показать кого-то в момент его жизни, а это очень редко”.
Филипп Мартинес добавил, что некоторые детали, обнаруженные с помощью химической визуализации, вызывают особое недоумение: “Химическое изображение дало нам не только разные цвета, но и разные формы шеи царя; Адамово яблоко никогда не изображалось в египетском искусстве, но здесь оно отчетливо видно. Исправления также показывают изображение, которое не было идеальным. Египтянам нравились совершенство и красота, но это не то, потому что форма скипетра немного странная: он касается лица царя. Это показывает, как на самом деле работал художник и как исправления могут привести к чему-то менее совершенному, чем раньше. В этом должен быть смысл, но он все еще ускользает от нас”.
Выявляя эти скрытые детали с помощью анализа, проведенного на месте, Мартинес и его коллеги хотят бросить вызов традиционно устоявшимся представлениям о египетском искусстве.
“Как египтолог, я пытаюсь забыть то, что знаю, потому что накопленные за последние 200 лет знания мешают нам видеть то, что находится перед нами, — говорит ученый. – Мы должны заново изучить египетские картины и взглянуть на них по—новому, потому что цвета теперь сильно отличаются от тех, что были раньше — надеюсь, химический анализ поможет нам по-настоящему переосмыслить их”.
Мартинес добавляет, что цифровые инструменты также ускоряют процесс, который в противном случае был бы чрезмерно медленным. “Изучение гробницы обычно занимает от 10 до 15 лет”, — сказал он. “Мы думаем, что это слишком долго, потому что таких памятников около 500, так что мы никогда не закончим”.
Таким образом, добавил он, даже работы, которым уделяется меньше внимания, возможно, потому, что они находятся в худшем состоянии, также могут быть задокументированы: “Из 500 гробниц в Луксоре, возможно, в 50 из них был опубликован анализ, а некоторые из тех, что сохранились менее хорошо, были оставлены в стороне. Миссия состоит в том, чтобы каждый раз, когда мы открываем гробницу, составлять максимально точную и полную документацию, независимо от того, сломана она или очень хорошо сохранилась”.
Джоанн Флетчер, египтолог и профессор кафедры археологии Йоркского университета Великобритании, которая не участвовала в исследовании, говорит, что “результаты этого нового исследования являются захватывающими, поскольку они ясно демонстрируют потенциал использования таких передовых научных методов in situ (на месте), чтобы наилучшим образом использовать древнеегипетский материал”.
Лорелея Коркоран, профессор истории искусств и директор Института египетского искусства и археологии при Университете Мемфиса в Теннесси, которая также не участвовала в исследовании, считает, что эта работа является примером позитивной тенденции: «она демонстрирует потенциальную ценность количественных данных, полученных с помощью научного анализа, для более полной и менее субъективной интерпретации древнеегипетского искусства. А адаптация портативных (рентгеновских) приборов в качестве мобильных устройств, предназначенных для использования в полевых условиях, является очень захватывающим достижением в изучении древнеегипетской настенной живописи”.
Источник: mk.ru