По оценкам, сочетание тревоги и депрессии является самой распространенной проблемой психического здоровья в Британии, от которой страдают около 8% населения, с аналогичным показателем в США.
Однако многие люди с этим расстройством вынуждены проходить различные методы лечения, включая психотерапию и лекарства, в надежде найти тот, который работает.
Данные показывают, что четверо из 10 пациентов не находят лечения, которое помогает с первой попытки, из-за чего они вынуждены страдать дольше. Но теперь, кажется, все может измениться.
Группа американских и австралийских ученых использовала технологию сканирования мозга, чтобы найти новые конкретные типы депрессии и тревоги, надеясь однажды помочь ускорить этот процесс.
Для этого они собрали данные выборки из 1051 пациента с депрессией и тревогой, 850 из которых в настоящее время не проходят лечение. Пациентам выполняли сканирование мозга, когда они находились в состоянии покоя, а также когда их просили выполнить эмоциональное задание (например, реагировать на фотографии грустных людей).
Эксперты из Сиднейского университета и Стэнфордского университета в Калифорнии затем сравнили эти результаты между пациентами и здоровыми людьми, чтобы выявить какие-либо различия.
Цель состояла в том, чтобы выяснить, «загораются» ли разные части мозга у разных пациентов, показывая, что участки органа ведут себя по-разному у некоторых участников.
Они также оценили симптомы депрессии и тревоги каждого участника, чтобы также выявить любые общие признаки между пациентами со схожими результатами сканирования мозга.
Конечным результатом стало то, что ученые смогли сгруппировать пациентов и разделить депрессию и тревогу на шесть различных подтипов. Они назывались DC+SC+AC+, AC-, NSA+PA+, CA+, NTCC-CA- и, наконец, DXSXAXNXPXCX.
Подтипы при сканировании мозга различались: определенные нервные пути были гипер- или недостаточно активными в состоянии покоя или в ответ на определенные стимулы.
Например, у пациентов CA+ (258 человек) была обнаружена гиперактивная цепь когнитивного контроля — часть мозга, отвечающая за планирование и подготовку.
В то время как пациенты DC+SC+AC (169 участников) реагировали медленнее, когда дело дошло до реагирования на фотографии грустных людей.
У некоторых также были различия в симптомах. Например, пациенты DC+SC+AC+ страдали от более выраженных нарушений концентрации и импульсивности по сравнению с другими группами.
С другой стороны, у пациентов с NSA+PA+ (154 испытуемых) наблюдалась гораздо более тяжелая ангедония (термин, обозначающий человека, испытывающего отсутствие интереса, удовольствия или удовольствия от жизненного опыта).
В заключительной части своего исследования ученые также проверили, оказался ли какой-либо из них более эффективным среди пациентов, получающих терапию или лекарства определенных подтипов.
Они обнаружили, что пациенты DC+SC+AC+ лучше реагировали на поведенческое лечение, такое как когнитивно-поведенческая терапия, по сравнению с другими подтипами.
Особенно это касалось пациентов AC- (161 человек), у которых, напротив, была худшая реакция на поведенческое лечение среди всех групп.
Авторы исследования, опубликованного в журнале Nature Medicine, заявили, что поиск более конкретных диагнозов депрессии и тревоги и, как следствие, определение того, какое лечение будет более эффективным для каждого типа, улучшит результаты лечения пациентов.
«Доминирующий в психиатрии диагностический подход «один размер подходит всем» приводит к циклическому выбору вариантов лечения методом проб и ошибок, что является длительным, дорогостоящим и разочаровывающим, при этом 30–40% пациентов не достигают ремиссии после попытки одного лечения», – отмечают исследователи.
Заявив, что их результаты являются многообещающими, они отметили, что к ним следует относиться с осторожностью и что другие исследования должны будут повторить их выводы.
Другие эксперты уже много лет обеспокоены подходом «один размер подходит всем» к пациентам, страдающим депрессией. Эти опасения в основном связаны с использованием типа антидепрессантов, называемого селективными ингибиторами обратного захвата серотонина (СИОЗС), принимаемого миллионами, и его побочными эффектами, подавляющими либидо.
Некоторые сообщают, что превратились в «бесполых» зомби даже спустя годы после того, как перестали принимать препараты. Некоторые исследования даже предполагают, что они могут повысить риск проблем с сердцем у молодых людей или даже, как это ни парадоксально, увеличить риск самоубийств.
Однако такое исследование не является однозначным: другие эксперты отмечают, что подобные тенденции могут быть связаны с пациентами, страдающими от депрессии, для облегчения которых предназначены лекарства, а не с самим лекарством. И многие люди, принимающие их, утверждают, что они работают.
Считается, что у людей с депрессией низкий уровень серотонина, хотя по этому поводу ведутся научные споры. Однако некоторые эксперты подозревают, что лекарства могут вызывать выброс слишком большого количества серотонина, что может иметь последствия для здоровья людей.
Психиатры советуют пациентам, обеспокоенным побочными эффектами или потенциальными побочными эффектами антидепрессантов, поговорить со своим лечащим врачом о возможных вариантах лечения. Иногда врачи могут предложить альтернативную дозу, другой препарат или назначить другое лекарство для борьбы с побочными эффектами.
Источник: mk.ru