тестовый баннер под заглавное изображение
Начиная с неандертальцев и заканчивая королевскими дворами, история, похоже, изобилует случаями, когда женщины из кожи вон лезли, чтобы присоединиться к семьям мужей, но исследователи обнаружили, что в кельтских общинах Британии ситуация отличалась, пишет The Guardian.
Исследователи, изучающие ДНК людей железного века в Великобритании, обнаружили свидетельства того, что мужчины переезжали, чтобы присоединиться к семьям своих жен – это практика, известная как матрилокальность.
Доктор Лара Кэссиди, первый автор исследования из Дублинского Тринити-колледжа, сказала, что полученные результаты опровергают предположения о том, что большинство обществ являются патрилокальными, а мужчины остаются на своих местах.
“Возможно, существуют периоды времени, когда матрилокальность встречается гораздо чаще, и это оказывает действительно важное влияние на то, как мы воспринимали женщин в прошлом, их роль и влияние на общество”, — сказала она.
“У нас все еще есть ужасная привычка, когда мы смотрим на женщин в прошлом, рассматривать их исключительно в домашней сфере, практически не предполагая самостоятельности, и исследования, подобные этому, показывают, что это совсем не так. Во многих обществах сегодня и в прошлом женщины обладали огромным влиянием и огромной властью, и приятно помнить об этом”, — утверждает автор исследования.
В статье, опубликованной в журнале Nature, археологи сообщают о том, как они изучили геномы более 50 человек, похороненных на нескольких кладбищах в Дорсете. Большинство из этих людей были связаны с племенем дуротригов, кельтской группой, которая занимала центральное южное побережье Британии примерно со 100 года до н.э. по 100 год нашей эры.
Эти места ранее представляли интерес для экспертов не только потому, что захоронения железного века встречаются редко, но и потому, что женщин, как правило, хоронили с ценными предметами чаще, чем мужчин.
“Это говорит о незначительной разнице в статусе между мужчинами и женщинами, или, возможно, даже о более высоком статусе захоронений для женщин, — сказала доктор Кэссиди. – Трудно сказать, как это на самом деле отражается на роли женщин в обществе. И именно поэтому генетические данные добавляют к этому еще одно важное измерение”.
Лара Кэссиди и ее коллеги проанализировали ДНК и митохондриальную ДНК – генетический материал, из которого состоят клетки, – и обнаружили, что большинство индивидуумов были родственниками друг друга.
Важно отметить, что у многих была общая митохондриальная ДНК – генетический материал, который передается только от матерей к их потомству. “Все они были потомками по женской линии, от одной и той же женщины”, — сказала Кэссиди.
Команда говорит, что эти генетические данные и результаты моделирования свидетельствуют о том, что сообщество было матрилокальным: другими словами, женщины оставались на своих местах, а мужчины присоединялись к группе, чтобы присоединиться к своим женам.
Этот вывод был подтвержден значительным разнообразием в Y-хромосоме мужчин, причем мужчины демонстрировали значительно более низкий уровень генетического родства с другими особями, а также тем, что у мужчин чаще была митохондриальная ДНК, отличная от широко распространенной.
Затем команда изучила ДНК из других захоронений железного века по всей Британии, снова обнаружив признаки матрилокальных сообществ. “Похоже, что в тот период это было довольно распространено по всему острову”, — сказал Кэссиди.
Хотя исследование не раскрывает, существовали ли в обществах железного века племенные объединения, организованные специально по материнской линии, и не предполагает, что существовал матриархат, результаты позволяют по-новому взглянуть на эти сообщества.
“Матрилокальность является сильным фактором расширения социальных и политических прав и возможностей женщин”, — утверждает Кэссиди, отметив, что если бы женщины оставались на своих местах, у них было бы больше шансов унаследовать землю, контролировать ее, быть участниками местной экономики и оказывать влияние.
В сопроводительной статье доктор Гвидо Альберто Ньекки Русконе из Института эволюционной антропологии Макса Планка отметил, что результаты исследования перекликаются с римскими писаниями, в которых кельтские женщины, такие как Боудикка, изображались как наделенные властью фигуры. “Хотя римские писатели часто и описывали эти общества как экзотические, — писал он, — генетические свидетельства, представленные Кэссиди и его коллегами, подтверждают некоторые из их утверждений об особой роли женщин в кельтской Британии”.
Источник: mk.ru