Куратор музея Хокан Альтрок отметил важность данного открытия, подчеркивая, что «это судно представляет собой увлекательную связь между средневековым и современным кораблестроением». Размеры корабля составляют около 30 метров в длину и 7 метров в ширину. Его хорошее состояние позволяет сохранять вертикальность кормы и руля, что делает его чрезвычайно ценным для изучения.
Уникальность затонувшего судна заключается в технологии его строительства. Этот корабль был построен методом «карвел», который подразумевает укладку досок ребром к ребру для создания гладкого корпуса. Это отличает его от традиционных скандинавских кораблей, построенных с использованием досок внахлест. Метод стал популярным в Средиземноморье с VII века нашей эры и позволил создавать более прочные и крупные судна, соответствующие требованиям военно-морского дела, особенно с появлением пушек на кораблях в XV веке.
Основные исследования древесины, проведенные экспертами из Лундского университета, показали, что древесина, использованная для затонувшего судна, была произведена либо в районе Кальмар, либо в восточном Блекинге на юге Швеции. Это открытие соответствует историческим данным о том, что шведское судостроение конца XV века находилось под влиянием континентальных технологий.
Затонувшее судно стало одним из пяти известных кораблекрушений в районе Ландфьордена, которые изначально считались связанными с викингами и легендарной морской битвой короля Норвегии Олафа Святого. Однако недавние исследования показали, что большинство из этих судов относится к XVII–XVIII векам, что делает находку затонувшего судна № 5 самой древней среди них. Первоначальные попытки датирования не увенчались успехом, но последующие анализы, проведенные на основе древесины, подтвердили его происхождение как конца XV века.
Музей Врак продолжает изучение морской среды вокруг Херинги и разрабатывает планы по созданию отдельного исследовательского проекта под названием «Затонувшее судно № 5». Альтрок выразил надежду на привлечение стороннего финансирования для раскопок, добавив: «Этот корабль — не простая реликвия прошлого, а ключ к пониманию эволюции судостроения в Швеции».
Это открытие расширяет восприятие археологов о морской истории и подчеркивает технологические достижения, которые оказали влияние на морскую войну и торговлю в позднем средневековье.
Источник: mk.ru