тестовый баннер под заглавное изображение
«И какой же русский не любит быстрой езды?..» — писал в свое время Гоголь. Однако той самой знаменитой русской тройке резвых лошадей, о которой идет речь в романе «Мертвые души», надо было сначала появиться на свет.
История выведения орловского рысака начинается в 1776 году, когда граф Орлов ввез в Россию ценнейшего и очень красивого арабского жеребца Сметанку, названного так за почти белую масть. У коня была удлиненная спина (скелет оказался с девятнадцатью парами ребер вместо обычных для лошади восемнадцати), он отлично двигался рысью.
Выкупив его у турецкого султана за 60 тысяч серебром, Сметанку два года вели пешим ходом в нашу страну через Турцию, Венгрию и Польшу. Однако в России конь прожил меньше года (видимо, сказался долгий изнуряющий путь) и пал, оставив четырех «сыновей» и одну «дочь». После смерти Сметанки Орлов перевел всех своих лошадей из подмосковного имения Остров в село Хреновое Воронежской губернии. Здесь был основан конный завод, где граф начал работу по созданию новой породы.
Барс, сын Полкана
Из «сыновей» Сметанки самым ценным для создания рысистой породы оказался Полкан I. Породу создавали методом сложного скрещивания с использованием арабской, датской, голландской, мекленбургской (английской) и других пород.
По замыслу графа Орлова, новая порода лошадей должна была быть крупной, нарядной, гармонично сложенной, удобной под седло, в упряжку, в плуг — в общем, одинаково хорошей на параде и в бою. Основным же требованием к этим лошадям была резвая, четкая рысь, от которой бы лошадь долго не уставала. В конце XVIII века отдельной породы, которая бегала бы устойчивой, легкой рысью, еще не существовало.
Итак, первым представителем орловской породы рысаков стал сын Полкана I и голландской кобылы — Барс I, жеребец серой масти, родившийся в 1784 году. Барсом его назвали за крупные светлые яблоки на серой шерсти, которые очень напоминали шкуру барса. Жеребец считается родоначальником орловской породы.
Справка «МК». Орловская порода — одна из старейших искусственно выведенных российских пород лошадей. Орловские рысаки принадлежат к числу крупных лошадей с высотой в холке 157—170 сантиметров. Наиболее распространенные масти: серая, светло-серая, серая в яблоках… Это очень гармонично сложенная лошадь с высоко поставленной «лебединой» шеей, мускулистой спиной, крепкими ногами, с пышными гривой и хвостом. Несмотря на свой темперамент, орловский рысак вполне добронравен и универсален: может длительно двигаться рысью, но и служить верховым животным.
Самыми ценными среди многочисленного потомства Барса I оказались два жеребца: Любезный I и Лебедь I. Считается, что все современные орловские рысаки по мужской линии восходят именно к этим двум сыновьям Барса I.
Интересно, как история рождения ценной породы лошадей счастливо изменила судьбу одного из крепостных графа Орлова — конезаводчика Василия Ивановича Шишкина. Он управлял Хреновским заводом после смерти графа, уже при его наследнице, дочери графа Анне Алексеевне. И вот в 1812 году, когда завод посетил император Александр I, 500 лошадей, словно приветствуя императора, встали на дыбы и оглушительно заржали! Этот трюк получился благодаря выработанному Шишкиным условному рефлексу у своих питомцев. Царь в благодарность за такой торжественный прием подарил конезаводчику бриллиантовый перстень и попросил дочь графа дать Василию Ивановичу вольную. Став свободным, Шишкин основал свой конезавод, где продолжил дело графа Орлова по воспроизводству ценной породы.
И принял он ген от коня своего
— Марианна Юрьевна, зачем понадобилось сейчас, спустя два с лишним века, применять генетические технологии к данной породе? — задаю я вопрос доценту кафедры разведения, генетики и биотехнологии животных РГАУ-МСХА им. К.А.Тимирязева Марианне Гладких.
— Орловской породе почти 250 лет! Со временем живой организм меняется — действуют искусственный и естественный отборы, различные селекционные программы. На настоящем этапе есть отдельная правительственная программа, которая касается сохранения генофондных пород. И в первую очередь пород, которые являются национальным достоянием, к коим, безусловно, относится и наш орловский рысак. Мы же не можем себе представить Россию без тройки, без серых в яблоках коней!
Хотя основные качества, ради которых граф Орлов создавал породу, обусловлены, конечно, не только яблоками, изящной лебединой шеей, идеальным строением и быстрым бегом, это, прежде всего, определенный набор генов. Когда мы говорим о сохранении породы, мы должны опираться на те образцы, которые сохранили генетическую информацию от предков.
— Где же вы взяли генетический материал этих предков для сравнения? Ведь во времена графа Орлова еще не было генетиков.
— У нас есть лошади, а точнее, скелеты предков, которые находятся в Музее коневодства академии. Это Бычок, который недалеко стоит от родоначальника породы Барса I, и Улов, который родился почти спустя 100 лет после Бычка. Мы выделили генетический материал из зубов этих животных. Идею, кстати, нам подсказал наш ВИЖ (Всероссийский институт животноводства). У них подобные исследования также проводятся на крупном рогатом скоте для сохранения генофонда. От выбранных эталонных животных отбираются яйцеклетки, сперматозоиды, оплодотворенные яйцеклетки и создается геномный банк различных пород.
— Каким образом они сохраняются?
— Живой генетический материал сохраняется методом криоконсервации. Для этого выбирают эталонных животных. Таким же образом мы решили сохранить генетический материал орловских рысаков. Нас заинтересовало, какой процент из существующих племенных представителей этой породы сохранил генетические компоненты предков, а какие нет. В Ассоциации любителей орловской породы нам предоставили генетический материал от существующих ныне лошадей (в эксперименте участвовало около 100 животных). Мы сравнили ДНК современных рысаков с ДНК, выделенной из зубов их предков, и выяснили, что часть лошадей сохранила сходство с Бычком и Уловом, а часть уже очень сильно от них отличается.
— Какой процент животных сохранил сходство?
— Около 60 процентов исследованных животных по структуре генетических профилей схожи с Бычком и Уловом.
— Как же теперь быть с теми, у кого ДНК отличается от предков?
— По всем характеристикам — масти, качествам — они все равно являются представителями орловской породы, все являются племенными. Просто генетически уже отличаются от родоначальников.
— Это значит, что они больше не будут использоваться для воспроизведения?
— Важно, чтобы селекционеры имели информацию о генетическом сходстве и различии с родоначальниками породы, чтобы принимать решение, насколько интенсивно использовать этих лошадей в племенной работе. И использовать ли вообще.
— На что вы обращали внимание при исследовании генетического материала?
— На самый неизменный материал — микросателлиты. Это короткие повторы нуклеотидов (частичек генома), которые распределены во всем геноме животного. У одних с течением времени все сохраняется в таких же пропорциях, как и было, у других набор нуклеотидов меняется. Если набор маркеров меняется, значит, меняется и сама генетическая информация.
— Если пустить это дело на самотек, в будущем изменение набора микросателлитов может повлиять и на изменения внешнего вида животного и другие качества?
— Вполне возможно. Для того чтобы этого не произошло, точнее, чтобы сохранить эталонную ДНК орловского рысака, мы и проводим нашу работу.
— То есть вы отчасти боретесь за сохранение знаменитых коней в яблоках?
— Именно серых коней в яблоках (дело в том, что яблоки иногда появляются и у пород с другой мастью).
— Среди орловских лошадей тоже иногда попадаются и гнедые, и вороные лошади. Как же понять, что они и есть потомки Барса I?
— Вы поймете, что перед вами орловский рысак, если дождетесь его взросления. Именно у орловских рысаков, в отличие от чистокровной верховой породы, с возрастом меняется масть. Они могут родиться черными как смоль, но со временем, года в два, начнут постепенно сереть, затем тон будет становиться все светлее, проявятся знаменитые яблоки, а к 20 годам они станут полностью молочными, то есть поседеют. Слышали выражение «сивый мерин»? Так вот именно такие поседевшие со временем лошади часто встречаются в рысистой орловской породе.
— Получается, в раннем возрасте без генетики и родословной и не определишь в вороном коне орловского рысака?
— Можно отличить. Вы же отличаете «Мерседес» от «БМВ» (смеется)!
— Могу спутать, если нет соответствующих значков, я не специалист по автомобилям.
— Для специалистов такими значками (или метками) породы являются определенные особенности строения лошади.
— Можете привести пример таких особенностей?
— Открою вам некоторые секреты, благодаря которым можно отличить орловского красавца, к примеру, от арабского скакуна. Во-первых, арабские лошади, в отличие от более вытянутых в туловище орловских рысаков, — «квадратные», то есть высота в холке и длина туловища у них одинаковые. Во-вторых, они отличаются формой хвоста: у орловских он не приподнят у основания, а у арабских — стоит султанчиком, то есть приподнят и немного изогнут. Есть и третье отличие: у арабских лошадей ярко выраженный «щучий профиль»: вогнут немного вниз. Если смотреть на них прямо, у ушей морда широкая, а к ноздрям — сужается.
— Вытянуты орловские рысаки за счет лишней пары ребер, как у Сметанки?
— Они вытянуты за счет изменения соотношения высоты в холке и длины туловища в процессе селекции.
— Слышала, что граф Орлов трепетно сохранял тайну породы, держал ее в секрете и если продавал жеребцов, то только кастрированных. Однако его крепостному Василию Шишкину после обретения свободы все же удалось хитрым способом увести в свой завод жеребую лошадь…
— Мне кажется, эта история выдумана. Скорее всего, Василий Шишкин, который по просьбе царя получил от дочери графа вольную, получил и разрешение на использование породы для воспроизводства на своем заводе. Ведь каждый хороший заводчик понимает, что хорошей породы не получится, если все воспроизводство ограничено одним конезаводом. Рано или поздно, если все животные будут друг другу близкими родственниками, порода будет мутировать или вовсе исчезнет. Всегда для правильного развития необходима свежая кровь. Можно сказать, что развитие орловской породы и получило новый импульс после основания Шишкиным своего завода. Также в России появилось и Тамбовское общество конного бега, после чего началось более широкое использование этой породы.
Комментарий ректора Тимирязевской академии Владимира Трухачева:
— В настоящее время в нашем конноспортивном комплексе находятся три представителя знаменитой орловской рысистой породы лошадей, гордости отечественного коневодства и достояния российской культуры: полуторогодовалый Руслан, сын красавца Лапландца, серый в яблоках Попкорн и серый Дербник, обладатель золотой медали выставки "Конная Россия".
По моему мнению, лучшим и для меня самым любимым является серый орловский рысак Попкорн, который был подарен Академии Завиваловским конным заводом Пензенской области. Он имеет превосходное происхождение, в рядах его предков находятся лучшие представители породы, такие как Пеон, Никотин и Фортунато, которые были бойцами на дорожках ипподрома, показывали высокую резвость и отличались отличным экстерьером. В настоящее время Попкорн готовится к соревнованиям в одном из олимпийских видов конного спорта — выездке и подает большие надежды в достижении высоких результатов в спортивных турнирах.
Когда я посещаю конноспортивный комплекс, я всегда подхожу к деннику Попкорна, который с удовольствием приветствует меня и лакомится принесенными мной сахаром и морковкой.
Источник: mk.ru