При образовании на поверхности самолета слоя инея, снега или льда нарушается обтекание крыла, уменьшается подъемная сила и создается дополнительное сопротивление. Это негативно сказывается на управляемости самолета и повышает вероятность возникновения аварийных ситуаций в полете. Для борьбы с опасным обледенением самолет перед взлетом обрабатывают специальными противообледенительными жидкостями. Перед применением жидкость обязательно тестируют: наносят ее на фрагмент алюминиевой обшивки и помещают ее в климатическую камеру, имитирующую сложные метеоусловия.
Однако лед имеет очень низкий контраст на фоне алюминия, что создает определенную проблему исследователям при определении эффективности противообледенительных жидкостей. К тому же образование льда не всегда начинается в одной точке, – он может появляться в виде разбросанных по поверхности пластины островков. В этом случае решение о степени обледенения принимается оператором испытательной лаборатории исключительно на основе субъективной оценки. Нередко, по словам специалистов, для подтверждения визуальных наблюдений поверхность приходится «зондировать» зубочисткой.
Как сообщили «МК» в Сколтехе, чтобы избегать впредь субъективной оценки в таком важном деле, исследователи предложили подсвечивать пластины в камере поляризованным (отраженным или рассеянным) светом и наблюдать за образованием льда через полароидную пленку. При такой подсветке участки обледенения, включая самые тонкие, видны гораздо лучше.
В будущем данный метод предполагается сделать полностью автоматизированным и использовать прямо перед вылетом для определения степени обледенения самолета.
Источник: mk.ru