В древнем храме-пирамиде майя в Гватемале археологи недавно обнаружили обгоревшие кости по меньшей мере четырех взрослых людей, которые, вероятно, были членами царской семьи, сообщает CNN. Согласно новому исследованию, сожжение свидетельствовало о преднамеренном и потенциально публичном осквернении их останков.
Найденные кости дают редкое представление о намеренном уничтожении трупов в культуре майя в ознаменование драматических политических перемен.
Все останки принадлежали взрослым, и ученые идентифицировали троих из них как мужчин. Двум из них было от 21 до 35 лет, а одному — от 40 до 60 лет, сообщили исследователи в четверг в журнале Antiquity. Среди костей были найдены тысячи обожженных предметов — целых и по частям, — в том числе украшения для тела из зеленого камня (зеленых минералов, включая нефрит), подвески из зубов млекопитающих, бусы из ракушек, мозаика и оружие. Их богатство и изобилие намекало на царственный статус людей, находившихся в гробнице.
Но сжигание артефактов и останков было необычным для членов царской семьи, как и их размещение в этой камере пирамиды. Это открытие пролило свет на появление лидера нового типа, который, вероятно, переосмыслил власть во время общественных преобразований, считают авторы исследования.
Ученые обнаружили обгоревшие кости и погребальные принадлежности в 2022 году на дне комнаты под храмом, под грудой строительных материалов. По словам ведущего автора исследования доктора Кристины Т. Гальперин, адъюнкт-профессора антропологии в Университете Монреаля, захоронение находилось примерно в 5 футах (1,5 метра) под большими каменными блоками, которые обычно используются для строительства фасадов — неожиданное расположение для людей королевского происхождения.
Как правило, племена майя хранили царские останки в доступных местах, где посетители могли совершать жертвоприношения. Для сравнения, в этой камере “нет всех характерных признаков того, что обычно используется для царских захоронений”, — рассказывает Кристина Гальперин: “Они просто свалили их в одном месте. А потом они высыпали всю строительную смесь прямо на нее”.
Усадка и деформация обугленных, сломанных костей свидетельствовали о том, что они были сожжены в огромном аду при температуре более 1472 градусов по Фаренгейту (800 градусов по Цельсию). Радиоуглеродный анализ — анализ скорости распада изотопов углерода для определения возраста объекта — показал, что возгорание произошло примерно с 773 по 881 год. Однако анализ также показал, что люди умерли десятилетиями ранее; возможно, даже за столетие до того, как их скелеты были сожжены, что позволяет предположить, что пожар был связан с событиями, которые произошли спустя долгое время после их смерти, пишут ученые.
“Это удивительное хранилище сожженных человеческих останков и драгоценных предметов, явно связанных с королевской семьей”, — сообщил CNN по электронной почте доктор Стивен Хьюстон, профессор антропологии и истории искусства и архитектуры Университета Брауна в Провиденсе, штат Род-Айленд.
“Гальперин — одна из наших самых одаренных полевых работников”, — отмечает доктор Хьюстон, который изучает культуру древних майя, но не принимал участия в исследовании. “Эта статья иллюстрирует, как мы должны интерпретировать необычные останки”, — добавил он.
Исследователи обнаружили останки в местечке под названием Уканал, расположенном примерно в 249 милях (400 километрах) к северу от города Гватемала. Древний мегаполис был столицей королевства Канвицнал майя, и во время расцвета Уканала, примерно с 630 по 1000 год, городские поселения занимали площадь около 10 квадратных миль (26 квадратных километров).
Примерно в начале девятого века, когда останки были сожжены, в резных записях майя были описаны деяния нового правителя по имени Папмалил. Согласно исследованию, это название не встречалось на более ранних рисунках, “и, возможно, было иностранным по происхождению”, восходя корнями к народам майя из другого региона.
По словам Кристины Гальперин, в отличие от членов королевской семьи, которые были до него, официальный титул Папмалила — “оч’ин калумте”, или “западный повелитель”, — ассоциировался с военными лидерами. Ключевые изменения в политических союзах, демонтаж старых элитных памятников и строительство новых общественных зданий также ознаменовали этот исторический период. Исследователи сообщают, что церемониальное сожжение костей предыдущих правителей, возможно, подчеркнуло смену руководства.
Ритуальное осквернение царских останков огнем не было чем-то необычным в культуре майя. У майя даже был термин для этого: “оч-и к’ак’т-у-мук-ил”, «огонь проник в его/ее могилу», — пишут исследователи. Однако в камере, где были найдены кости и артефакты, не было обнаружено следов обгорания, что позволяет предположить, что сожжение произошло в другом месте.
“Это могло быть сожжено в самой их первоначальной гробнице или на общественной площади”, — комментирует Гальперин. Но где бы ни были сожжены останки, пожар такого масштаба не остался бы незамеченным.
“Это было настолько необычное сожжение, что о нем должна была знать широкая общественность”, — сказала она. После пожара помещение почерневших останков в большой храм-пирамиду, вероятно, стало частью других церемоний, посвященных приходу Папмалила к власти.
По словам Гальперин, найти свидетельства древних майя, которые указывают на трансформационные социальные изменения, “действительно захватывающе”.
“Мы так мало знаем о политике, происходящей в это время, и поэтому это важное событие, которое помогает нам распознать политический переход. Это действительно подчеркивает, что да, политические династии рушились. Но в разных уголках мира майя также происходит обновление и перестройка общества”.
По словам Стивена Хьюстона, эта загадочная коллекция сожженных костей и царских артефактов, сложенных в камере и засыпанных строительным материалом, “хорошо проясняется благодаря ритуальным связям с практиками, известными из иероглифов майя, и с появлением в исторических записях возвышенной, хотя и иностранной личности”. “Более масштабные раскопки в Уканале могут выявить другие следы этой смены династий, возможно, в виде сожженных зданий или быстрых изменений в артефактах”.
Открытие также дает представление о стойкости и преемственности культуры майя, — добавила Гальперин.
“Это помогает подчеркнуть тот факт, что общество майя не прекратило свое существование, когда изменились их политические системы”, — сказала она.
Источник: mk.ru