Напомним, что ЧП на единственном пристыкованном сейчас к космической станции корабле «Союз» произошло 15 декабря рано утром. Сигнализация одной из систем диагностики (она свидетельствовала о падении давления во внешнем контуре радиатора, обеспечивающего температурный режим корабля) сработала перед очередным выходом в открытый космос Сергея Прокопьева и Дмитрия Петелина. Их внекорабельная деятельность (ВКД) была экстренно отменена, – в космосе бил фонтан из технической жидкости.
Позже стала приходить информация о существенном, до 40-50 градусов, повышении температуры в корабле. «МК» сообщал, где именно было так жарко, и как космонавты при помощи кондиционеров охлаждали внутреннее пространство «Союза».
Солнечная орбита
Эксперты космической отрасли рассказали «МК», что дополнительным «бонусом», усугубившим повышение температуры из-за поломки радиатора, стало не заходящее за горизонт в течение нескольких суток Солнце. Дело в том, что как раз в середине декабря МКС выходит на так называемую солнечную орбиту (это связано с зимним солнцестоянием). Как пояснил космонавт Олег Артемьев, это происходит, когда светило, если смотреть с МКС, не заходит за горизонт Земли, и станция не прячется в ее тень. Данное явление можно сравнить с земным полярным днем. Это удобно для экипажа при выходе в открытый космос, потому что ему не надо каждый 40 минут переходить на выполнение сложнейшей работы при помощи фонариков. Однако никто не ожидал, что в период этого астрономического явления случится разрыв трубопровода. Теперь станция уже «ушла» с солнечной орбиты, а это значит, что «день» и «ночь» на ней будут сменять друг друга, как обычно, через каждые 40 минут, и поврежденный корабль «Союз» будет больше находиться в тени и охлаждаться естественным образом.
Геминиды
На ситуацию с пробоиной наложилось еще одно явление, которое требует отдельного рассмотрения. Это метеорный поток Геминиды, пик которого отмечался как раз в середине декабря. Как мы помним, исполнительный директор по пилотируемым программам Роскосмоса Сергей Крикалев назвал в качестве возможной причины повреждения радиатора именно столкновение с микрометеоритом. Однако тут происходит разрыв логической цепочки: если руководство госкорпорации в принципе считает метеорный поток потенциально опасным, зачем оно намечало ВКД на тот день, когда пиковое число летящих к Земле метеоров достигало максимума – до 150 штук в час? Мало того, данное астрономическое «шоу» в пресс-релизах, которые публиковались на сайте Роскосмоса в анонсах ВКД, упоминалось даже для привлечения дополнительного внимания к выходу космонавтов.
«Есть основание полагать, что столкновение корабля с метеоритом или даже с космическим мусором рукотворного происхождения весьма маловероятно, – считает эксперт, собеседник «МК». – Об этом ярко говорит тот факт, что за последние 20 лет астронавты NASA выходили в открытый космос в середине декабря 5-6 раз, а наши космонавты – 2-3 раза. А сколько потоков летит к Земле в другое время года! Вы думаете кто-то отменяет из-за них ВКД? Теоретически попадание «инородного тела» не в станцию, а в пристыкованный к ней корабль, да еще точно – в достаточно тонкую трубу радиатора, имеющую ширину до 10 сантиметров, могло случится, но в одном случае на миллион. В любом случае кроме версии с микрометеоритом специальная комиссия рассматривает сейчас много других возможных причин повреждения радиатора, включая некачественное изготовление контура на Земле.
Экстренное покидание станции
О том, что космонавтам, возможно, придется экстренно оставить станцию, говорилось еще в день аварии. Буквально на следующие сутки из ЦУПа на МКС прислали рекомендации по экстренной эвакуации на «Союзе МС-22».
Как нам пояснили, по предписаниям, которые имеются у космонавтов, они, действительно, должны экстренно покидать станцию в связи с ЧП на корабле-спасателе (так называют пристыкованные к МКС «Союзы»). К примеру, в 2018 году, когда произошла разгерметизация «Союза МС-09» из-за просверленного изнутри отверстия, космонавтам тоже полагалось срочно задраить люки и покинуть станцию на этом же корабле, пока в нем критически не упало давление. Однако последующий взвешенный анализ ситуации привел к тому, что отверстие заклеили, и утечка воздуха прекратилась. Корабль сел в запланированное время. В данном случае заклеить радиатор снаружи вряд ли удастся – хоть он и не закрыт экранно-вакуумной изоляцией, заварить пробоину в открытом космосе будет весьма сложно, поскольку магистральный трубопровод находится под большим давлением. Даже если предположить, что его как-то «склеили», встает вопрос – как закачать в него теплоноситель? На Земле это делается обычно при помощи высокоточной заправочной станции. В космосе такой нет. Выход остается один – охлаждать внутренний контур другими методами, например при помощи имеющихся кондиционеров.
– Корабль полностью герметичный, и самостоятельно сесть он сможет. Не исключено, что время посадки может быть скорректировано таким образом, чтобы его спуск, во избежании перегрева, в намеченное время (это март 2023 года) происходил в теневом секторе, – сказали нам специалисты.
Следующий корабль — «Союз МС-23» должен стартовать в марте. Он уже находится на космодроме Байконур. Если специальная комиссия, которая начинает работу с 19 декабря, примет решение, его могут подготовить, минимум, к февралю, потому что он должен пройти через все необходимые испытания.
Тем временем официальный Роскосмос напомнил, что сейчас полет российского сегмента станции продолжается в штатном режиме, космонавты работают по графику, их жизни и здоровью ничего не угрожает. О том, что ситуация не слишком критична, говорит тот факт (о нем сообщила пресс-служба) что в воскресенье вечером весь международный экипаж МКС смотрел финал чемпионата мира по футболу.
Корабль «Союз» повредил систему термообеспечения: видео последствий космической аварии
Смотрите видео по теме
Источник: mk.ru